Интервью с Сергеем Сакевичем

Наши читатели помнят недавний обзор профессионального усилителя мощности с возможностью изменения выходного сопротивления SK 1200 Studio3. Сегодня мы побеседуем с создателем этого усилителя, Сергеем Сакевичем.

Максим Лядов, iXBT.com: Здравствуйте, Сергей!

Сергей Сакевич: Здравствуйте, Максим! Добрый день всем читателям iXBT!

iXBT: Тема звука и усилителей, в частности, очень волнует многих наших читателей. В первую очередь, тех, кто работает со звуком, и не в меньшей мере тех, кто давно и целенаправленно интересуется высококачественной звуковоспроизводящей аппаратурой. В связи с этим мой первый вопрос. Как вы пришли к разработке усилителей?


Профессиональный усилитель мощности Sakevich SK 1200 Studio3

 

С: Очень хороший вопрос, не получится ответить на него кратко.

Электроникой я увлекся в 3-м классе общеобразовательной школы, собрав обычный детекторный приемник. Мне стало жутко интересно, как же он работает без батарейки, а с ней - не хочет, как ее туда не включай? В 6-м классе школы уже делал простенькие усилители, а в 7-м занял призовое 2-е место в Магадане на областной выставке радиолюбителей, переделав магнитофонную приставку "Нота" на полный вариант с усилителем и акустикой. В школе, где я учился, был свой ВИА, как почти во всех общеобразовательных школах в то время. Меня, естественно, сразу привлекли туда, для ремонта постоянно ломающихся усилителей. Там были: "Электрон 20" и "Электрон 101", кто помнит – тот знает что это за "изделия" :). Тогда же я научился играть на барабанах, причем к концу 8-го класса школы - очень неплохо.

С этого момента моя жизнь оказалась связанной с эстрадой. В те далекие времена пришлось участвовать во многих самодеятельных коллективах, и везде приходилось заниматься бесконечными ремонтами и переделками усилителей - играть-то хочется :). Затем в армии - там тоже довелось играть в ВИА на барабанах - сделал мощный усилитель, на 600 Вт, на 4-х лампах ГК71. Там были заложены интересные схемные решения непосредственных связей ламп и транзисторов, позволяющие выкачать бОльший максимальный ток из лампы. Аппарат хорошо звучал, но, по итогам его создания, я пришел для себя к однозначному выводу - лампам в мощных эстрадных усилителях (более 300 Вт) делать нечего, слишком много проблем, габаритов и веса, лампы в звуке могут быть применены только в предварительных усилителях, усилителях напряжения, но никак ни в мощном трансформаторном выходном каскаде.

После армии, в конце 80-х годов я занялся профессиональными эстрадными усилителями, опять же, по причине отсутствия доступных усилителей. В то время были доступны только "пивэй" и "динаккород" с мощностями 250-600 Вт/канал, и ценами $600-1200 примерно, а тогда для среднего музыканта (звукорежиссера) - это очень большие деньги. Так я и пришел к профессиональным усилителям.

iXBT: Насколько успешной оцениваете свою деятельность в этой сфере?

С: В разное время - по разному. Думаю, нельзя брать за оценку только количество сделанных аппаратов, ведь с 90-го года и по сей день прошло много времени, были спады - вспомните 92-94 года, когда мы все стали миллионерами, и отражавшиеся на всех, после них - подъемы.

Неплохой была модель sk2,4 - первый в своем роде, со смешанным включением транзисторов, и высоким выходным сопротивлением. И как раз этот транзистор пришелся на этот спад в начале 90-х годов. И их было продано немного, время такое было.

Также sk3000 - последний из этой серии, сделанный в 2000-м году - отличный аппарат, и по звуку, и по надежности, но он, видимо, уже был не ко времени. Хотя, я даже не могу сказать, что еще повлияло на успешность 3000-го, возможно, мои скромные менеджерские способности. :)

Наиболее удачная модель, которую смело можно назвать успешной - sk1200, студийный аппарат высокой мощности, изменяемым выходным сопротивлением, лампой в раскачке и полевиками на выходе. Здесь прошлось применить почти весь багаж накопленных знаний. Однако надо отметить и заслугу Миши Чернецкого (http://long.ru),  который с 99-го буквально толкал меня на создание такого аппарата. Я сам сильно сомневался, получится ли это у меня, много интересных схемных решений было отработано в процессе создания 1200-го, и к 2002 году получился тот гибридник, который в разных модификациях выпускается и сейчас.

iXBT: Расскажите в двух словах о ваших текущих моделях.

С: В двух словах - мощный гибридный контрольник sk1200, sk500mini и концертный sk3000, который в ближайшее время планируется переделать под другое, более компактное охлаждение.

iXBT: Как вы оцениваете прогресс в звуковой аппаратуре за последние десятилетия?

С: Небольшой, что, впрочем, закономерно. Почти так же, как и в музыке, если брать только "аналог". Но, если брать, например, клавишные инструменты - то их качество в среднем ценовом диапазоне заметно выросло.  Так же большой прогресс в цифровой обработке звука, я сам уже не успеваю не то что знакомиться, но и просто следить за всем многообразием.

iXBT: Как можно охарактеризовать существующую конъюнктуру, разделение аппаратуры на дорогую белую и сомнительную китайскую?

С: Я бы не стал так категорично разделять. Сейчас Китай в промышленном плане быстро растет, и я им завидую, завидую их производственным возможностям, которых у нас уже почти не осталось.

Сейчас у нас, например, самое сложное - это не разработать качественный аппарат, (не обязательно усилитель - что угодно), а сделать элементарный корпус, с приличным охлаждением, дизайном, с использованием пресс-форм (это у нас невозможно) и т.д.

Белая сборка отличается от небелой только местом, и, по сути, качеством сборки. Но, как известно, и зайца можно научить курить. И закон превращения количества в качество еще никто не отменял. Так что научатся они и усилители качественные делать, и акустику – хотя, я думаю, для акустики потребуется заметно больше времени.

iXBT: Есть ли на рынке ниша для ваших изделий? Какова она?

С: Конечно, есть. Ниша - это как раз мощные (выше 250...400Вт/кан) студийные аппараты, для мониторов дальней зоны. Если внимательно посмотреть, то окажется - таковых совсем немного, а если учесть возможности регулировки демпфирования как у 1200 - то почти нет.

Хотя, ради справедливости, надо заметить, что в последнее время начали изредка попадаться усилители, где выходное сопротивление линейно можно увеличить. Прогресс в этом есть.

iXBT: Увеличился ли интерес к качественному звуку?

С: Здесь вопрос в том, насколько количественно востребована качественная, хорошая музыка. Мое мнение - за последние 10 лет музыка, (поп, рок, тяжелый рок, неважно) как явление деградировала. Нет и близко подобных Pink Floyd, Deep Purple, ABBA, и т.д. А "владимирский централ" никто не будет слушать на качественном и дорогом аппарате,  для него достаточно мыльницы (я бы сажал на 15 суток редакторов FM-радиостанций, выпускающих подобное в эфир, так как ротация такого низкого ширпотреба как раз и приводит к тотальной деградации, и, соответственно, потере музыкального вкуса. А у человека без этого вкуса нет потребности в качественном звуке. Конечно, это относится не ко всем поголовно, но тенденция явная.

iXBT: В каком направлении сейчас идет развитие аппаратуры? Не страшат ли вас сжатые форматы, типа MP3?

С: Грамотно сделанная мр3-фонограмма, сделанная с хорошего источника  и несильно ужатым битрейтом, может звучать однозначно лучше wav (сda), сделанных с сомнительного.

iXBT: Как вы относитесь к специализированным форумам, в том числе форумам тех, кто интересуется разработкой и твиком аппаратуры своими руками?

С: Однозначно, положительно. Главное, на мой взгляд, - это дает человеку, пусть он не профи, самосовершенствоваться, увереннее себя чувствовать, приобретать какие-то знания, опыт. А ведь какая гордость тобой овладевает, когда ты что-то смог сам, своими руками сделать, и сделать это хорошо! А если и не очень хорошо - всегда есть возможность переделать.

Я сам, например, очень люблю копаться у себя в машине, довольно прилично ее форсировал, твикнул, так сказать, даже управление карбюратором от кислородного датчика сделал. Мне это интересно. Кстати, у "них" есть очень хороший форум - www.diyaudio.com (по усилителям, общий). Я сам себя часто ругаю, что никак не удосужусь выучить беглый английский, (а медленно читать - времени нет), хотя, английский стоит учить хотя бы за чтение этих форумов.

Правда, есть у нас в этом движении небольшая ложка дегтя, а именно то, что на некоторых форумах появляются местные "гуру", которые много знают, и мнение которых априори истина в последней инстанции. Но даже гуру не могут знать все.

Бывает еще хуже - в хайэндовских форумах эти "гуру" начинают промывать мозги остальным "неучам" околонаучными догмами и теориями, о влиянии фаз луны и солнечной активности на звук, и т.д. Я эти религиозные пляски не признаю категорически. Их вред даже в не том, чтобы убедить неискушенного обывателя купить самый дорогой провод, хотя, и это тоже вред. Обыватель, купив этот провод, автоматически будет навязывать это решение другим, даже тем, кто и не слышал о том "гуру", под влиянием которого был куплен сей провод, и также будет распространять остальные мифы этих "гуру". Правда, как непрофессионалу отличить такого "гуру" от действительно хорошего специалиста - не знаю, как вариант - по безапелляционности суждений.

iXBT: Есть ли в этом DIY движении перспектива?

С: Для этого движения нужна какая-никакая основа. Недостаточно знать только закон Ома, чтобы собрать усилитель. Надо иметь приборы, уметь ими пользоваться, это также подразумевает под собой совокупность неких знаний. Но сейчас знания все более узко специализируются. Заметьте, обычно в этом движении активно участвуют люди среднего-старшего поколения, имеющие достаточно широкий запас знаний. Так что перспективы, наверно, не самые радужные. Хотя, я надеюсь, что я ошибаюсь.

iXBT: Спасибо, что уделили нам время.

С: Всего хорошего!




Дополнительно

Интервью с Сергеем Сакевичем

Интервью с Сергеем Сакевичем

Наши читатели помнят недавний обзор профессионального усилителя мощности с возможностью изменения выходного сопротивления SK 1200 Studio3. Сегодня мы побеседуем с создателем этого усилителя, Сергеем Сакевичем.

Максим Лядов, iXBT.com: Здравствуйте, Сергей!

Сергей Сакевич: Здравствуйте, Максим! Добрый день всем читателям iXBT!

iXBT: Тема звука и усилителей, в частности, очень волнует многих наших читателей. В первую очередь, тех, кто работает со звуком, и не в меньшей мере тех, кто давно и целенаправленно интересуется высококачественной звуковоспроизводящей аппаратурой. В связи с этим мой первый вопрос. Как вы пришли к разработке усилителей?


Профессиональный усилитель мощности Sakevich SK 1200 Studio3

 

С: Очень хороший вопрос, не получится ответить на него кратко.

Электроникой я увлекся в 3-м классе общеобразовательной школы, собрав обычный детекторный приемник. Мне стало жутко интересно, как же он работает без батарейки, а с ней - не хочет, как ее туда не включай? В 6-м классе школы уже делал простенькие усилители, а в 7-м занял призовое 2-е место в Магадане на областной выставке радиолюбителей, переделав магнитофонную приставку "Нота" на полный вариант с усилителем и акустикой. В школе, где я учился, был свой ВИА, как почти во всех общеобразовательных школах в то время. Меня, естественно, сразу привлекли туда, для ремонта постоянно ломающихся усилителей. Там были: "Электрон 20" и "Электрон 101", кто помнит – тот знает что это за "изделия" :). Тогда же я научился играть на барабанах, причем к концу 8-го класса школы - очень неплохо.

С этого момента моя жизнь оказалась связанной с эстрадой. В те далекие времена пришлось участвовать во многих самодеятельных коллективах, и везде приходилось заниматься бесконечными ремонтами и переделками усилителей - играть-то хочется :). Затем в армии - там тоже довелось играть в ВИА на барабанах - сделал мощный усилитель, на 600 Вт, на 4-х лампах ГК71. Там были заложены интересные схемные решения непосредственных связей ламп и транзисторов, позволяющие выкачать бОльший максимальный ток из лампы. Аппарат хорошо звучал, но, по итогам его создания, я пришел для себя к однозначному выводу - лампам в мощных эстрадных усилителях (более 300 Вт) делать нечего, слишком много проблем, габаритов и веса, лампы в звуке могут быть применены только в предварительных усилителях, усилителях напряжения, но никак ни в мощном трансформаторном выходном каскаде.

После армии, в конце 80-х годов я занялся профессиональными эстрадными усилителями, опять же, по причине отсутствия доступных усилителей. В то время были доступны только "пивэй" и "динаккород" с мощностями 250-600 Вт/канал, и ценами $600-1200 примерно, а тогда для среднего музыканта (звукорежиссера) - это очень большие деньги. Так я и пришел к профессиональным усилителям.

iXBT: Насколько успешной оцениваете свою деятельность в этой сфере?

С: В разное время - по разному. Думаю, нельзя брать за оценку только количество сделанных аппаратов, ведь с 90-го года и по сей день прошло много времени, были спады - вспомните 92-94 года, когда мы все стали миллионерами, и отражавшиеся на всех, после них - подъемы.

Неплохой была модель sk2,4 - первый в своем роде, со смешанным включением транзисторов, и высоким выходным сопротивлением. И как раз этот транзистор пришелся на этот спад в начале 90-х годов. И их было продано немного, время такое было.

Также sk3000 - последний из этой серии, сделанный в 2000-м году - отличный аппарат, и по звуку, и по надежности, но он, видимо, уже был не ко времени. Хотя, я даже не могу сказать, что еще повлияло на успешность 3000-го, возможно, мои скромные менеджерские способности. :)

Наиболее удачная модель, которую смело можно назвать успешной - sk1200, студийный аппарат высокой мощности, изменяемым выходным сопротивлением, лампой в раскачке и полевиками на выходе. Здесь прошлось применить почти весь багаж накопленных знаний. Однако надо отметить и заслугу Миши Чернецкого (http://long.ru),  который с 99-го буквально толкал меня на создание такого аппарата. Я сам сильно сомневался, получится ли это у меня, много интересных схемных решений было отработано в процессе создания 1200-го, и к 2002 году получился тот гибридник, который в разных модификациях выпускается и сейчас.

iXBT: Расскажите в двух словах о ваших текущих моделях.

С: В двух словах - мощный гибридный контрольник sk1200, sk500mini и концертный sk3000, который в ближайшее время планируется переделать под другое, более компактное охлаждение.

iXBT: Как вы оцениваете прогресс в звуковой аппаратуре за последние десятилетия?

С: Небольшой, что, впрочем, закономерно. Почти так же, как и в музыке, если брать только "аналог". Но, если брать, например, клавишные инструменты - то их качество в среднем ценовом диапазоне заметно выросло.  Так же большой прогресс в цифровой обработке звука, я сам уже не успеваю не то что знакомиться, но и просто следить за всем многообразием.

iXBT: Как можно охарактеризовать существующую конъюнктуру, разделение аппаратуры на дорогую белую и сомнительную китайскую?

С: Я бы не стал так категорично разделять. Сейчас Китай в промышленном плане быстро растет, и я им завидую, завидую их производственным возможностям, которых у нас уже почти не осталось.

Сейчас у нас, например, самое сложное - это не разработать качественный аппарат, (не обязательно усилитель - что угодно), а сделать элементарный корпус, с приличным охлаждением, дизайном, с использованием пресс-форм (это у нас невозможно) и т.д.

Белая сборка отличается от небелой только местом, и, по сути, качеством сборки. Но, как известно, и зайца можно научить курить. И закон превращения количества в качество еще никто не отменял. Так что научатся они и усилители качественные делать, и акустику – хотя, я думаю, для акустики потребуется заметно больше времени.

iXBT: Есть ли на рынке ниша для ваших изделий? Какова она?

С: Конечно, есть. Ниша - это как раз мощные (выше 250...400Вт/кан) студийные аппараты, для мониторов дальней зоны. Если внимательно посмотреть, то окажется - таковых совсем немного, а если учесть возможности регулировки демпфирования как у 1200 - то почти нет.

Хотя, ради справедливости, надо заметить, что в последнее время начали изредка попадаться усилители, где выходное сопротивление линейно можно увеличить. Прогресс в этом есть.

iXBT: Увеличился ли интерес к качественному звуку?

С: Здесь вопрос в том, насколько количественно востребована качественная, хорошая музыка. Мое мнение - за последние 10 лет музыка, (поп, рок, тяжелый рок, неважно) как явление деградировала. Нет и близко подобных Pink Floyd, Deep Purple, ABBA, и т.д. А "владимирский централ" никто не будет слушать на качественном и дорогом аппарате,  для него достаточно мыльницы (я бы сажал на 15 суток редакторов FM-радиостанций, выпускающих подобное в эфир, так как ротация такого низкого ширпотреба как раз и приводит к тотальной деградации, и, соответственно, потере музыкального вкуса. А у человека без этого вкуса нет потребности в качественном звуке. Конечно, это относится не ко всем поголовно, но тенденция явная.

iXBT: В каком направлении сейчас идет развитие аппаратуры? Не страшат ли вас сжатые форматы, типа MP3?

С: Грамотно сделанная мр3-фонограмма, сделанная с хорошего источника  и несильно ужатым битрейтом, может звучать однозначно лучше wav (сda), сделанных с сомнительного.

iXBT: Как вы относитесь к специализированным форумам, в том числе форумам тех, кто интересуется разработкой и твиком аппаратуры своими руками?

С: Однозначно, положительно. Главное, на мой взгляд, - это дает человеку, пусть он не профи, самосовершенствоваться, увереннее себя чувствовать, приобретать какие-то знания, опыт. А ведь какая гордость тобой овладевает, когда ты что-то смог сам, своими руками сделать, и сделать это хорошо! А если и не очень хорошо - всегда есть возможность переделать.

Я сам, например, очень люблю копаться у себя в машине, довольно прилично ее форсировал, твикнул, так сказать, даже управление карбюратором от кислородного датчика сделал. Мне это интересно. Кстати, у "них" есть очень хороший форум - www.diyaudio.com (по усилителям, общий). Я сам себя часто ругаю, что никак не удосужусь выучить беглый английский, (а медленно читать - времени нет), хотя, английский стоит учить хотя бы за чтение этих форумов.

Правда, есть у нас в этом движении небольшая ложка дегтя, а именно то, что на некоторых форумах появляются местные "гуру", которые много знают, и мнение которых априори истина в последней инстанции. Но даже гуру не могут знать все.

Бывает еще хуже - в хайэндовских форумах эти "гуру" начинают промывать мозги остальным "неучам" околонаучными догмами и теориями, о влиянии фаз луны и солнечной активности на звук, и т.д. Я эти религиозные пляски не признаю категорически. Их вред даже в не том, чтобы убедить неискушенного обывателя купить самый дорогой провод, хотя, и это тоже вред. Обыватель, купив этот провод, автоматически будет навязывать это решение другим, даже тем, кто и не слышал о том "гуру", под влиянием которого был куплен сей провод, и также будет распространять остальные мифы этих "гуру". Правда, как непрофессионалу отличить такого "гуру" от действительно хорошего специалиста - не знаю, как вариант - по безапелляционности суждений.

iXBT: Есть ли в этом DIY движении перспектива?

С: Для этого движения нужна какая-никакая основа. Недостаточно знать только закон Ома, чтобы собрать усилитель. Надо иметь приборы, уметь ими пользоваться, это также подразумевает под собой совокупность неких знаний. Но сейчас знания все более узко специализируются. Заметьте, обычно в этом движении активно участвуют люди среднего-старшего поколения, имеющие достаточно широкий запас знаний. Так что перспективы, наверно, не самые радужные. Хотя, я надеюсь, что я ошибаюсь.

iXBT: Спасибо, что уделили нам время.

С: Всего хорошего!