Обзор автономного шлема виртуальной реальности HTC Vive Focus 3

Первый шлем виртуальной реальности из линейки HTC Vive появился еще пять лет назад. С тех пор эволюционировал и сам класс устройств, и модельный ряд компании. На сегодняшний день в российском каталоге компании — несколько вариантов разного типа и для разных задач: Focus Plus, Vive Cosmos, Vive Cosmos Elite, Vive Pro 2 (плюс вариант Vive Pro 2 HMD) и Vive Focus 3. С последним шлемом, который может функционировать и в автономном режиме, и в связке с ПК, мы и познакомимся.

Большинство ранее протестированных нами шлемов и гарнитур виртуальной реальности были двух типов: либо подсоединяемые к компьютеру кабелем и задействующие его аппаратные возможности, либо предполагающие использование смартфона, который вставляется перед линзами экраном к пользователю — таким образом, все вычислительные операции производятся на стороне мобильного устройства, а гарнитура лишь помогает увидеть картинку правильным образом.

HTC Vive Focus 3 предлагает совсем иной подход. Все необходимое, включая SoC, Wi-Fi и даже активную систему охлаждения, здесь уже встроено. Поэтому устройством можно пользоваться в полностью автономном режиме, не задействуя ни компьютер, ни смартфон. Если же вы хотите расширить возможности за счет дополнительного контента, то можно подключить шлем кабелем или по Wi-Fi к ПК с установленным SteamVR и получить доступ к обширному каталогу игр и развлечений из облака.

Производитель, впрочем, позиционирует это устройство как бизнес-ориентированное, хотя игры на нем тоже можно запускать. И действительно, нет никаких проблем, чтобы использовать его для тренингов, дистанционного общения и совместного доступа к различным материалам.

Но давайте посмотрим, как это все реализовано и с какими подводными камнями мы можем тут столкнуться.

Технические характеристики

  • Экран: двойные 2,88-дюймовые IPS-панели
  • Разрешение: 2448×2448 пикселей на глаз (суммарно — 4896×2448)
  • Частота обновления: 90 Гц
  • SoC: Qualcomm Snapdragon XR2
  • Угол обзора: 120 градусов
  • Межзрачковое расстояние: 57—72 мм
  • Аккумулятор: 26,6 Вт·ч
  • Аудио: два динамика, два микрофона
  • Возможности подключения: 2 порта USB 3.2 Gen1 Type C, Bluetooth 5.2, Wi-Fi 6
  • Операционная система: проприетарная на базе Android

Комплектация

Шлем поставляется в объемной картонной коробке и супербложкой. Заметим, что картон очень твердый, поэтому устройство защищено внутри хорошо.

В комплекте, помимо самого шлема, есть два контроллера (для правой и левой рук), зарядное устройство (12 В 2,5 А), кабель USB-C с разветвлением для одновременного подключения к шлему обоих контроллеров, а также тряпочка для очистки линз, небольшой буклет-руководство пользователя (в том числе на русском), гарантийный талон и еще более компактный буклет о гарантийных условиях.

Пару слов надо сказать о зарядке. С одной стороны, она достаточно мощная, и это плюс. С другой — ее вытянутая форма очень неудобна, если у вас, например, двойная розетка либо пилот. Блок закрывает не только свою, но и соседнюю розетку. Ну и тот факт, что надо пользоваться для зарядки проприетарным штырьковым разъемом (3,5×1,35 мм), тоже не радует, поскольку если вы сломаете или потеряете комплектное ЗУ, придется покупать аналогичное новое или искать альтернативы в каких-то специализированных магазинах. Непонятно, почему нельзя осуществлять зарядку через USB-C, тем более что на шлеме целых два таких разъема.

И если уж совсем придираться, то инструкцию для такого сложного устройства хотелось бы более подробную. Хотя в XXI веке это решается, понятное дело, обращением к интернету. Но раз уж она есть...

Дизайн

Теперь поговорим о самом шлеме и контроллерах. Гарнитура выглядит очень массивной, но назвать ее по-настоящему тяжелой мы не можем. По словам производителя, корпус сделан из магниевого сплава, который на 20% легче, чем у гарнитуры предыдущего поколения HTC, и на 500% прочнее традиционного пластика. Проверить это мы, естественно, не можем, но о том, что устройство действительно получилось вполне комфортным для ношения, несмотря на размеры, говорим с уверенностью.

Конструкция состоит из двух основных частей. В передней части, которая находится со стороны глаз пользователя, расположены линзы и основная начинка. В контексте эргономики стоит обратить внимание на мягкий материал, которым устройство и прижимается к лицу пользователя. Он действительно удачно подобран: в процессе тестирования мы не ощутили никаких неудобств, не заметили раздражения или покраснения кожи, натертости или быстрого запотевания. Накладка съемная: ее можно очистить или заменить, если шлемом будут пользоваться разные люди.

Сверху по центру расположено колесико, позволяющее отрегулировать расстояние между линзами, причем в достаточно широком диапазоне. Межзрачковое расстояние может составлять 57—72 мм, а специальные регулировочные линии, появляющиеся на экране при использовании колесика, помогают найти оптимальное соотношение для конкретного пользователя. Регулировка плавная, аппаратная.

Около колесика под крышечкой есть разъем USB-C, позволяющий подключать периферию — в частности, контроллеры (для подзарядки) и компьютер (для обмена данными). На фото выше также видна качелька регулировки громкости. Сбоку есть и еще один разъем USB-C. Около него — миниджек 3,5 мм для подключения проводной гарнитуры (хотя и динамики, и микрофон у шлема встроенные, так что в этом нет необходимости).

На тыльной части самое интересное — это колесико зажима головы. Его поворот ослабляет прилегание шлема, после чего шлем легко снять. А поворот в другую сторону затягивает конструкцию, чтобы она прочно держалась и не спадала.

Чуть выше располагается кнопка питания, долгое нажатие на которое позволит включить шлем, а короткое — увидеть по LED-индикаторам рядом, насколько заряжен аккумулятор.

Рядом же — собственно разъем для подключения кабеля зарядного устройства. Аккумулятор, кстати, съемный, как и мягкая насадка для затылочной части.

Теперь посмотрим на контроллеры. Они симметричные, под левую и правую руки. Набор кнопок в плане их формы и расположения (с учетом зеркальности) идентичный, функциональность же отличается. Начнем с кнопок геймпада: на левом контроллере это X и Y, а на правом — A и B. Далее, под мини-джойстиками (они же одновременно и кнопки) располагаются довольно маленькие и невысокие, но очень важные кнопочки, обеспечивающие вызов различных меню.

Ну а по бокам и под указательными пальцами можно увидеть (и нащупать) кнопки, условно называемые «курками» (они очень важны не только для стрельбы, но и для навигации, работают как указки), а также крупные кнопки, используемые, как правило, в тех случаях, когда контроллеры играют роль наших рук и предполагается, что надо что-то взять, сжав виртуальные пальцы.

Держать контроллеры надо кольцами вверх. В руках они лежат удобно, однако даже обладателям длинных пальцев будет непросто дотянуться до джойстиков, держа при этом указательные пальцы на курках, а ладони — на выпуклых частях рукояток. Так что порой приходится немного перехватывать контроллеры.

Как уже было отмечено, заряжаются контроллеры через разъемы USB-C, расположенные снизу, у крепления ремешков. Можно подключать их для этого к шлему, используя один из двух USB-C на нем, а можно и к сторонним зарядкам.

Функциональность и возможности

Для наиболее быстрой и легкой настройки устройства рекомендуется установить приложение Vive Manager из App Store или Google Play.

Сама настройка проходит гладко, но для дальнейшего использования она важна. В частности, здесь можно создать аккаунт Vive и подключить шлем к Wi-Fi.

Здесь же есть и библиотека приложений, но для установки все равно потребуется использовать компьютер.

«А разве нельзя для этого использовать шлем» — спросите вы. Нет, нельзя, и это одна из главных загадок и самое неудобный аспект HTC Vive Focus 3 с точки зрения обычных пользователей. Объясним схему подробнее. Видите вверху на скриншоте кнопку «Уведомлять меня»? Это не значит, что приложение недоступно в настоящий момент. Такие же кнопочки — абсолютно у всех приложений. Если вы нажмете на нее, вам придет по почте, на которую зарегистрирован ваш аккаунт, вот такое письмо:

Соответственно, дальше вам надо нажать на эту ссылку, и откроется десктопная версия, где уже можно приобрести приложение (даже если оно бесплатное).

Лишь после приобретения вы можете, надев шлем, увидеть на странице соответствующего приложения значок загрузки. Нажимаем на него, ждем окончания скачивания и пользуемся. Если же мы попробуем сразу начать со шлема, то при нажатии на кнопку покупки получим предложение «Продолжить в интернете», перейдя по ссылке.

Производитель сообщил нам, что решение реализовать именно такую схему установки приложений было сознательным: шлем предназначен для внешнего управления со стороны администратора сети, который сам выбирает софт и распределяет по шлемам. На наш взгляд, то же самое можно было реализовать изящнее — скажем, предоставив владельцу шлема (или администратору) право разрешать или запрещать пользователям установку напрямую на шлем. Впрочем, HTC тут, наверное, виднее.

Изначально на шлем установлено лишь несколько приложений. Одно из них — браузер Firefox в специальной версии для VR-устройств, а еще одно — Vive Business Streaming, необходимое для соединения с компьютером и использования SteamVR.

В Firefox вы можете запускать 360-градусные видеоролики из YouTube, а также просто посещать обычные сайты. На скриншоте ниже открыта главная страница iXBT.com.

Что же касается Vive Business Streaming, то необходимо сделать несколько шагов, прежде чем получится им пользоваться. Для начала надо установить на ПК, соответствующий системным требованиям, Steam и SteamVR. Затем — скачать с сайта разработчика приложение Vive Business Streaming. Запускаем его на компьютере, подключенном к той же Wi-Fi-сети, что и шлем, надеваем шлем, заходим в Vive Business Streaming и видим строчку, соответствующую нашему компьютеру. Нажимаем на нее — и устройства соединяются.

Главное, что это дает — возможность использования каталога приложений SteamVR. Кроме того, вы можете транслировать то, что видите в шлеме, на экран компьютера.

Можно подключать шлем к компьютеру и по кабелю. В этом случае, кстати, появляется еще возможность передачи скриншотов и видеозаписей со шлема.

Steam — это, конечно, в первую очередь развлекательные приложения. Но производитель позиционирует HTC Vive Focus 3 как устройство для бизнес-использования. И здесь предлагается сервис Vive Sync. Используя его, можно проводить виртуальные совещания, удаленно демонстрировать презентации, выступать, используя аватар, и так далее.

Проблема в том, что, во-первых, для полноценного взаимодействия с коллегами понадобится всех оснастить шлемами, а во-вторых, стоимость подписки на Vive Sync — 2700 рублей в месяц. Впрочем, подписка необходима только администратору, остальные участники встречи могут использовать ПО бесплатно. В любом случае, для корпоративной среды это вполне доступно, если решение действительно будет признано необходимым.

Впечатления от использования

Долгое время главным уязвимым местом VR-устройств было невысокое разрешение изображения, из-за чего картинка получалась сильно зернистой, будто в сеточку. HTC Vive Focus 3 обеспечивает, пожалуй, лучшее качество изображения из всех подобных устройств, что попадали к нам на тестирование. Тем не менее, это не значит, что картинка действительно безупречна. Нет, все равно глаз пока видит пиксели, но, по крайней мере, раздражает это меньше и погрузиться в иллюзию легче. Различные виртуальные экскурсии — скажем, по Лувру — выглядят на Vive Focus 3 действительно здорово.

Что еще важно: динамики обеспечивают объемное, но направленное звучание, поэтому люди, находящиеся с вами в одной комнате, не слышат, что у вас звучит. Вы же при этом действуете с полной иллюзией, что звук идет так же, как в открытом пространстве — на вас нет никаких наушников, ничего подобного.

Еще очень здорово придумано, что шлем предлагает вам при первоначальной настройке обозначить игровое пространство, свободное от каких-либо объектов, и затем строго держит вас в этом пространстве. Как только вы высовываете хотя бы руку за его пределы, вы сразу это видите по изображению. Так что риска наткнуться, будучи в шлеме, на какой-то предмет или на стену просто нет.

Кстати, есть еще режим прозрачности, позволяющий быстро увидеть реальное пространство — достаточно дважды нажать на круглую боковую кнопку. Тоже иногда бывает полезно. Если же вы снимете шлем и даже выключите его, а потом включите снова уже в другом месте, он скажет, что прежняя граница потеряна, и надо либо вернуться туда, либо создать новую.

Еще из позитивных аспектов: если правильно установить межзрачковое расстояние и хорошо закрепить шлем на голове, сильной усталости от использования разумной продолжительности не будет. Да, глаза в какой-то момент все-таки устают, но это естественно и, видимо, неизбежно.

Пожалуй, единственное, что раздражает, это довольно громкая работа охладительной системы. Но такова плата за автономность и достаточно высокую производительность.

Выводы

HTC Vive Focus 3 — один из лучших шлемов виртуальной реальности, обеспечивающий возможность как полностью автономной работы, так и использования Steam VR при подключении к компьютеру. Он может использоваться и для игр, и для различных VR-развлечений — виртуальных экскурсий и просмотра 360-градусных роликов на YouTube, и даже для бизнес-задач — если раскошелиться на подписку Vive Sync. Впрочем, и само устройство — отнюдь не дешевое, поэтому покупать его будут явно только те, кто действительно понимает, зачем это надо и как использовать такой шлем.

Что нам понравилось: во-первых, качество картинки. Оно существенно лучше, чем у шлемов предыдущих поколений, хотя пиксели все же пока видны, то есть оптимальное разрешение еще не достигнуто. Во-вторых, устройство комфортно сидит на голове, а плотность прилегания и межзрачковое расстояние легко регулируются. Ну и тот факт, что для подобного класса устройств шлем довольно легкий — это тоже плюс.

И третий момент: благодаря удобному способу обозначения игровой зоны вы можете использовать его практически в любом помещении, даже совсем небольшом, практически без риска куда-то врезаться или обо что-то споткнуться.

Если же говорить о минусах, то прежде всего отметим крайне неудобный способ загрузки приложений. Для корпоративных пользователей это, возможно, вовсе не недостаток, но для обычных покупателей — сильное неудобство. Второй минус — шум системы охлаждения. При активном использовании он весьма раздражает. И третье: очень многие вещи здесь сделаны совсем не очевидно. Например, при запуске Firefox почему-то по умолчанию не используется Wi-Fi (хотя вне режима браузера он включен), и надо немало постараться, чтобы найти, как его активировать. Не менее сложно и понять, как выйти из режима браузера в главное меню (приходится лезть в инструкцию). Совсем неочевидные шаги требуются для соединения с компьютером, и так далее.

Впрочем, как мы уже выяснили, это устройство не для простых пользователей, а либо для корпоративной среды, где наверняка есть админы и техподдержка, либо для энтузиастов, которые вполне готовы к подобным развлечениям и сложностям.

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор шлема виртуальной реальности HTC Vive Focus 3:

Наш видеообзор шлема виртуальной реальности HTC Vive Focus 3 можно также посмотреть на iXBT.video

Справочник по ценам

5 марта 2022 Г.