Мультимедийный DLP-проектор BenQ SP890

Яркие проекторы, предназначенные для проведения презентаций, в подавляющем большинстве случаев имеют разрешение до XGA (1024х768) или WXGA (1280х800). Напротив, кинотеатральные проекторы разрешения Full HD (1920х1080) имеют невысокую яркость, так как дома в темноте и на относительно небольшом экране чаще приходится бороться с избытком яркости, чем с ее недостатком. Но как быть, если нужно спроецировать картинку высокого разрешения и в освещенном помещении? В этом случае подойдут яркие проекторы высокого разрешения. Выбор среди моделей, отвечающих этим требованиям, не так уж и велик, но герой данного обзора им соответствует.

Содержание:

Характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Projector, general view

Проектор создан на основе кинотеатральной модели BenQ W6000, поэтому имеет с ней много общего. Корпус проектора изготовлен из черного пластика с зеркально-гладкой неустойчивой к царапинам поверхностью (передняя, верхняя и задняя панели) и матовой (бока и днище). Центральную часть верхней панели с заходом на переднюю занимает пластиковая серо-серебристая вставка ламинированная износоустойчивой пленкой. На верхней панели в обрамлении темно-красного кольца находятся кнопки управления и индикаторы состояния.

Buttons

Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в неглубокой нише на задней панели.

Rear

Чтобы было проще читать подписи к разъемам и при потолочном размещении, каждый разъем подписан дважды, вторая подпись перевернута на 180°. Также на задней панели можно обнаружить разъем для замка Кенсингтона. ИК-приемников два: спереди и сзади. На правом боку — крышка отсека лампы (лампу можно менять, не снимая проектор с кронштейна). Воздух для охлаждения забирается через решетки на боковых панелях и на днище, а выдувается через правую фронтальную решетку (вперед и вправо), левая фронтальная решетка — декоративная.

Front

Все 4 ножки немного (примерно на 10 мм) выкручиваются из корпуса, что позволяет выровнять положение проектора, поставленного на горизонтальную поверхность. Для крепления потолочного кронштейна в днище проектора вделаны 4 металлические втулки с резьбовыми отверстиями. Также на днище есть две круглые решетки, за которыми находятся небольшие громкоговорители.

Пульт

Remote control

Корпус пульта изготовлен из матово-черного пластика. Большинство кнопок не крупные и имеют очень мелкие подписи. Блоком курсорных кнопок пользоваться удобно. Пульт оснащен встроенной лазерной указкой, включающейся желтой кнопкой LASER.

Remote control

Коммутация

Сonnectors

VGA-вход совместим и с компонентными цветоразностными видеосигналами (потребуется соответствующий переходник на 3 RCA). Аудиовход один — гнездо 3,5 мм миниджек. Звук на внешнюю аудиосистему выводится через второе гнездо 3,5 мм миниджек. Для передачи видеосигналов с VGA-входа на внешний монитор предназначен VGA-разъем черного цвета. Несколько нестандартным решением выгладит использование коаксиального (с центральным штырьком) разъема для подключения экрана с электромеханическим приводом. Питание на проектор подается через стандартный трехштырьковый разъем. Видеовходы по циклу перебираются кнопкой SOURCE на корпусе или непосредственно выбираются 5-ю кнопками на пульте или в меню. Есть отключаемый автоматический поиск активного подключения. USB-интерфейс предназначен для использования в сервисных целях. Проектором, видимо, можно дистанционно управлять по интерфейсу RS-232. Также посредством RS-232 производится обновление микропрограммы проектора. Альтернативный интерфейс для дистанционного управления — это стандартный порт Ethernet под витую пару. Для контроля и управления подойдет любой браузер (но обязательно с поддержкой Shockwave Flash), в котором нужно открыть страницу встроенного в проектор WEB-сервера.

WEB

Меню

Меню достаточно крупное, шрифт удобочитаемый. Навигация удобная и быстрая. При изменении параметров, влияющих на изображение, страница с настройками остается на экране, что затрудняет оценку происходящих изменений. Однако при прямом вызове ряда настроек кнопками пульта на экран выводится только небольшое окошко с параметром. Настраивается положение меню и таймаут автоматического выхода из меню. При повторном вызове меню пользователь оказывается на той странице, к которой обращался перед этим. Некоторую помощь неопытным пользователям, возможно, окажет встроенная иерархическая справка.

OSD

Есть русская версия, русификация хорошая (но некорректное название пункта Режим фотосъемки так и осталось).

OSD

В комплект поставки входит CD-ROM с PDF-версиями руководств пользователя на нескольких языках, в том числе и на русском. Приятно было обнаружить, что даже в русской версии руководства осталась закладка с содержанием. Обычно при переводе ее теряют.

Управление проекцией

Фокусировка изображения на экране и регулировка увеличения производятся вращением двух широких ребристых колец на объективе. С помощью джойстика, расположенного рядом с объективом, объектив можно сдвигать в вертикальном (диапазон +/-75% от высоты проекции) и горизонтальном (+/-41,3% от ширины проекции) направлениях.

Lens

Граница допустимого положения объектива представляет собой подобие ромба, т.е. при сдвиге по горизонтали диапазон сдвига по вертикали уменьшается и наоборот. Есть цифровая коррекция вертикальных и горизонтальных трапецеидальных искажений. Для облегчения настройки проекции при отсутствии входного сигнала на экран можно вывести тестовый шаблон.

OSD

Режимов геометрической трансформации 5: Анаморф. — для просмотра анаморфированных фильмов и сигналов с форматом 16:9, 4:3 — для просмотра фильмов в формате 4:3, Формат Letter box — для формата Letterbox, Шир. — еще один вариант просмотра фильмов 4:3, но уже во весь экран 16:9 с растяжением картинки минимальным в центре и увеличивающимся к краям, и Реальн. — в котором отключена интерполяция к разрешению матрицы. В случае VGA- и компонентных сигналов в небольших пределах можно сдвигать изображение вверх-вниз и вправо-влево. Режим Формат Letter box можно использовать для проекции через опциональный анаморфотный объектив.

Для устранения помех на границах изображения можно включить обрезку краев по периметру (функция Настройка нераб.обл.) за счет небольшого увеличения картинки. Для некоторых аналоговых сигналов минимальная обрезка всегда включена. Есть функция картинка-в-картинке.

OSD

Настраивается положение (по углам) и размер (два варианта) дополнительного окна. На сочетание источников для главного и дополнительного окон накладываются некоторые ограничения. Кнопка BLANK на пульте временно выключает проекцию (в меню можно задать интервал времени, через который проектор автоматически выйдет из этого режима), а кнопка FREEZE — переводит проектор в режим стоп-кадра.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его нужно размещать за зрителями.

Настройка изображения

OSD

Исключив стандартные настройки (первая закладка меню), перечислим следующие: Уровень черного (выставить в 0 IRE и забыть), Контроль резкости (детальная настройка шумоподавления и параметров улучшения контурной резкости), Температура цвета (4 предустановленных профиля или 3 пользовательских варианта с регулировкой интенсивности и смещения трех основных цветов), Выбор гаммы (8 предустановленных профилей), Brilliant Color (разбор работы см. ниже), управление цветом (раздельная двухпараметрическая коррекция шести основных цветов), Film Mode (включение режима склейки кадра из полей), 3D Comb Filter (функция восстановления цветовой информации при композитном подключении) и Dynamic Black (включение динамической диафрагмы).

OSD

OSD

OSD

Включив режим пониженной яркости лампы можно немного уменьшить яркость, а заодно и шум от системы охлаждения.

OSD

В четырех заводских профилях хранятся предустановленные сочетания значений настроек, еще два набора настроек можно сохранить в пользовательских профилях, при желании присвоив им текстовую метку. Кроме того, изменения в настройках выбранного профиля автоматически сохраняются для каждого видеовхода.

Дополнительные возможности

Есть функция автоматического отключения проектора после заданного интервала (5-30 мин) отсутствия сигнала или просто по истечении заданного периода (30 мин — 3 ч). При активации режима Прямое включение питания проектор будет включаться сразу при подаче питания. Для исключения несанкционированного использования проектора служит защита паролем доступа к проектору — комбинация из 6-ти нажатий на курсорные стрелки, универсальный пароль в руководстве не приведен. Проектор может отображать субтитры, передаваемые с некоторыми типами видеосигналов.

Измерения яркостных характеристик

Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (нижний край проекции находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора BenQ SP890 (если не указано обратное, то включен Brilliant Color, выключен Dynamic Black, Температура цвета = T2 и включен режим высокой яркости):

Световой поток
   —2990 лм
   Режим пониженной яркости2220 лм
   Отключен Brilliant Color1060 лм
   Отключен Brilliant Color и скорректирована Температура цвета1060 лм
Равномерность+6%, -21%
Контрастность760:1

Максимальный световой поток ниже паспортного значения в 4000 лм. Такая разница объясняется, судя по всему, тем, что на тестировании у нас был предпродажный экземпляр. Судя по графикам ниже, мы подобрали самый яркий режим, в котором DMD-матрица практически без пауз отражает весь свет, а если сравнивать с BenQ W6000, то у BenQ SP890 в светофильтре добавился прозрачный и голубой сегменты и возросло энергопотребление. То есть BenQ SP890 просто обязан быть гораздо ярче BenQ W6000, а это не так. Можно предположить, что, например, в данном экземпляре из-за какого-то сбоя не открывается до конца диафрагма, что и уменьшает световой поток. Как нас заверили в представительстве BenQ, у серийных экземпляров световой поток соответствует паспортным данным. Равномерность освещенности белого поля хорошая. Контрастность очень высокая, но, отметим, что при включенном Brilliant Color, и выключенной коррекции цвета. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.

РежимКонтрастность
full on/full off
1750:1
Отключен BrilliantColor660:1
Отключен Brilliant Color и скорректирована Температура цвета660:1
Включен Dynamic Black65 000:1

Контрастность в ярких режимах высокая, а при использовании динамической диафрагмы она даже больше заявленных 50 000:1. Диафрагма представляет собой зеркально-гладкий металлический диск с прорезью переменной ширины, размещенный непосредственно после лампы. При вращении диска прорезь перекрывает окошко выхода света, тем самым регулируется световой поток. При выводе полностью черного поля и при включенном Dynamic Black диск поворачивается так, что свет проходит через самую узкую часть прорези. Ниже приведен график изменения освещенности при переключении с черного поля на белое:

Diaphragm
Для наглядности график сглажен.

Видно, что полный диапазон отрабатывается примерно за 0,7 с. Это не очень быстро, поэтому можно заметить плавное изменение яркости при переходе от темной сцены к светлой и наоборот.

Проектор оснащен светофильтром с шестью сегментами: широкие красный, зеленый и синий, средний прозрачный и узкие желтый и голубой (cyan). (Описание технологии DLP и Brilliant Color можно посмотреть тут.) За счет прозрачного, желтого и голубого сегментов и использования промежутков между сегментами повышается яркость белого поля при включении режима Brilliant Color. Аналогично при включении режима Brilliant Color указанные сегменты участвуют в формировании соответствующих им и ряда других цветов. Разумеется, увеличение яркости белого относительно, например, чистых красного, зеленого и синего ухудшает цветовой баланс. При выключении режима Brilliant Color баланс выравнивается. Однако при этом сильно понижается освещенность белого поля, а освещенность черного поля практически не меняется, что, в частности, приводит к значительному снижению контраста. Ниже приведены графики освещенности белого поля при отключенном и при включенном Brilliant Color:

DLP
Для наглядности графики синхронизированы по сегментам и построены друг над другом с сохранением масштаба. Горизонтальная серая линия — это ноль для верхнего графика, нижняя шкала — ноль для нижнего графика, вертикальными серыми линиями обозначены границы между сегментами, буквами — цвета сегментов.

Судя по графикам, частота чередования сегментов красного, зеленого и синего цветов составляет 120 Гц при кадровой развертке в 60 Гц, т.е. светофильтр имеет скорость 2x. Эффект «радуги» выражен. Как и во многих DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).

Для различных значений параметра Выбор гаммы мы измерили яркость для 17 оттенков серого:

Gamma

Ближе всего к стандартному типу реальная гамма кривая получилась при значении Gamma3. Заметим, что при некоторых значениях параметра Выбор гаммы белое поле имело заметный розоватый оттенок. Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при Выбор гаммы = Gamma3. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Gamma diff.

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, за исключением оттенка 2,2,2, который оказался чуть-чуть темнее оттенка 1,1,1.

Gamma diff.

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,18, что совсем немного ниже стандартного значения 2,2. При этом реальная гамма-кривая практически совпала с экспоненциальной функцией.

В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 381 Вт, в режиме пониженной яркости — 324 Вт, в режиме ожидания при включенном сетевом интерфейсе — 19 Вт.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

РежимУровень шума, дБАСубъективная оценка
высокой яркости39Тихо
пониженной яркости34Очень тихо

Для яркого презентационного проектора уровень шума даже в режиме с высокой яркостью лампы не очень высокий. Работу динамической диафрагмы слышно в виде приглушенного звука. Встроенные громкоговорители относительно громкие, и так как они даже и не пытаются передать низкие частоты, то в целом качество звука неплохое.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении поддерживается разрешение 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты, но пришлось вручную подстроить фазу и положение по горизонтали. Оттенки на шкале серого различаются от 1 до 255 с шагом через 1, оверскан отключается.

DVI-подключение

Для тестирования DVI-подключения мы использовали кабель-переходник с DVI на HDMI. Проектор стабильно работает в самом правильном для него разрешении — 1920x1080 при 60 Гц. Качество изображения высокое, пиксели выводятся 1:1. Белое и черное поля равномерные. Бликов нет. Геометрия идеальная. Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Хроматические аберрации объектива практически отсутствуют, равномерность фокусировки хорошая.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета после коррекции правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Четкость изображения хорошая. Так как при компонентном подключении в режимах 720p и 1080i всегда включен небольшой оверскан, то четкость картинки в этих режимах немного ниже возможной. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный (при отключенном Brilliant Color).

Функции обработки видеосигнала

В случае чересстрочных сигналов проектор пытается правильно составить кадр из смежных полей. Проектор отлично справился как с нашими тестовыми фрагментами с двигающимися мирами (преобразование 2-2 для PAL 25 кадр/с и NTSC 30 кадр/с), так с рядом тестовых фрагментов с диска HQV (NTSC 2-2/30 кадр/с и 3-2/24 кадр/с). В тесте с диска BD HQV и сигнала 1080i, по крайней мере, в простых случаях, также выполнялся правильный деинтерлейсинг.

Функция подавления видеошумов (не включается при Full HD) почти полностью подавляет зернистую рябь, и даже на максимальном уровне фильтрации за двигающимися объектами нет видимого хвоста из неубранного шума. Видеопроцессор проектора на неподвижных объектах устраняет характерные цветовые артефакты при композитном подключении. При масштабировании из низких разрешений выполняется качественное сглаживание границ объектов.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).

Цветовой охват немного отличается от sRGB и практически не меняется при включении Brilliant Color:

Gamut
Brilliant Color. выкл.

Gamut
Brilliant Color. вкл.

Ниже приведены два спектра белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) при включенном и выключенном режиме Brilliant Color:

Spectrum
Brilliant Color. выкл.

Spectrum
Brilliant Color. вкл.

Видно, что при включении Brilliant Color сильно возрастает яркость белого поля, а яркость основных цветов не меняется. Фактически при включенном Brilliant Color цветовая яркость (сумма яркости красного, зеленого и синего цветов) составляет 58% от яркости белого поля в режиме с коррекцией цветопередачи и всего 35% в самом ярком режиме. Цветопередача ближе всего к стандартной при Температура цвета = T4. Настройками смещения и усиления трех основных цветов мы попытались приблизить цветопередачу к стандартным 6500 К. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр дельта E):

CCT

DE

Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Видно, что ручная коррекция приблизила цветопередачу к целевой.

Выводы

Фактически проектор BenQ SP890 — это «разогнанный» вариант кинотеатральной модели BenQ W6000, в котором для увеличения светового потока изменили светофильтр, в частности добавили прозрачный сегмент, и немного увеличили яркость лампы. Получился яркий офисный проектор, но с разрешением Full HD и всеми унаследованными функциями кинотеатрального донора.

Достоинства:

  • Хорошее качество изображения
  • Хороший видеопроцессор (качественные интерполяция, сглаживание, деинтерлейсинг и подавление видеошумов)
  • Сдвиг объектива по горизонтали и по вертикали
  • Функция картинка-в-картинке
  • Пульт ДУ с лазерной указкой
  • Оригинальный дизайн корпуса
  • Возможность управления и контроля по сети
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Невысокая цветовая яркость


Экран Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" предоставлен компанией CTC CAPITAL
Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics


2 июля 2010 Г.

DLP- BenQ SP890

DLP- BenQ SP890

, , XGA (1024768) WXGA (1280800). , Full HD (19201080) , , . , ? . , , , .

:

.

Projector, general view

BenQ W6000, . - (, ) ( ). - . - .

Buttons

.

Rear

, , 180°. . - : . — ( , ). , ( ), — .

Front

4 ( 10 ) , , . 4 . , .

Remote control

- . . . , LASER.

Remote control

onnectors

VGA- ( 3 RCA). — 3,5  . 3,5  . VGA- VGA- . ( ) . . SOURCE 5- . . USB- . , , RS-232. RS-232 . — Ethernet . ( Shockwave Flash), WEB-.

WEB

, . . , , , . . . , . , , .

OSD

, ( ).

OSD

CD-ROM PDF- , . , . .

. , , ( +/-75% ) (+/-41,3% ) .

Lens

, .. . . .

OSD

5: . — 16:9, 4:3 — 4:3, Letter box — Letterbox, . — 4:3, 16:9 , . — . VGA- - -. Letter box .

( ..) . . --.

OSD

( ) ( ) . . BLANK ( , ), FREEZE — -.

( / , / ). , .

OSD

( ), : ( 0 IRE ), ( ), (4 3 ), (8 ), Brilliant Color ( . ), ( ), Film Mode ( ), 3D Comb Filter ( ) Dynamic Black ( ).

OSD

OSD

OSD

, .

OSD

, , . , .

(5-30 ) (30  — 3 ). . — 6- , . , .

, ANSI .

, , 50% ( ). BenQ SP890 ( , Brilliant Color, Dynamic Black, = T2 ):

   — 2990
    2220
    Brilliant Color 1060
    Brilliant Color 1060
+6%, -21%
760:1

4000 . , , , . , , DMD- , BenQ W6000, BenQ SP890 . BenQ SP890 BenQ W6000, . , , , - - , . BenQ, . . , , , Brilliant Color, . , , .. full on/full off.


full on/full off
1750:1
BrilliantColor 660:1
Brilliant Color 660:1
Dynamic Black 65 000:1

, 50 000:1. - , . , . Dynamic Black , . :

Diaphragm
.

, 0,7 . , .

: , , (cyan). ( DLP Brilliant Color .) , Brilliant Color. Brilliant Color . , , , , . Brilliant Color . , , , , . Brilliant Color:

DLP
. — , — , , — .

, , 120  60 , .. 2x. «» . DLP- ().

17 :

Gamma

Gamma3. , . 256- ( 0, 0, 0 255, 255, 255) = Gamma3. ( !) :

Gamma diff.

, , 2,2,2, - 1,1,1.

Gamma diff.

- 2,18, 2,2. - .

381 , — 324 , — 19 .

! , .

,
39
34

. . , , .

VGA-

VGA- 1920 1080 60  , . 1 255 1, .

DVI-

DVI- - DVI HDMI. — 1920x1080 60 . , 1:1. . . . , . , .

HDMI-

HDMI- Blu-ray- Sony BDP-S300. 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i 1080p@24/50/60 . , , , 1080p 24 /. . .

. 720p 1080i , . - . . ( Brilliant Color).

. ( 2-2 PAL 25 / NTSC 30 /), HQV (NTSC 2-2/30 / 3-2/24 /). BD HQV 1080i, , , .

( Full HD) , . . .

X-Rite ColorMunki Design Argyll CMS (1.1.1).

sRGB Brilliant Color:

Gamut
Brilliant Color. .

Gamut
Brilliant Color. .

( ), , ( ) Brilliant Color:

Spectrum
Brilliant Color. .

Spectrum
Brilliant Color. .

, Brilliant Color , . Brilliant Color ( , ) 58% 35% . = T4. 6500 . ( E):

CCT

DE

, , . , .

BenQ SP890 — «» BenQ W6000, , , . , Full HD .

:

  • ( , , )
  • --

:



Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" CTC CAPITAL
Blu-ray- Sony BDP-S300 SONY Electronics