f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor
Название | Nikon D5500 |
Дата анонса | 6 января 2015 г. |
Тип | Compact SLR (компактная зеркальная) |
Производитель | Nikon |
Информация о камере | Nikon D5500 на сайте производителя |
Цена (только корпус) | |
Цена (кит 18-55) |
Содержание
- Технические характеристики
- Конструкция, дизайн, управление
- Nikon D5500 и конкуренты
- Качество изображения — шумы
- Оптика — Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor
- Особенности Nikon D5500 (автофокус, серийная съемка,
съемка на высокой чувствительности, видео) - Итоги
- Галерея
- Тестовые материалы для скачивания
Не так давно в нашей лаборатории побывала еще нестарая зеркалка Nikon D5300, выпущенная в конце 2013, примерно полтора года назад. Nikon D5300 — вполне боевая камера, находится в действующей линейке. Больше того, ее предшественница D5200 тоже находится в действующей линейке Nikon. Так что героиня нашего теста не призвана заменить старые модели. А если смена произойдет, то будет неспешной. Пока камеры прекрасно уживаются на рынке, каждая занимает свою нишу. D5300 — относительно недорогая компактная зеркалка с откидным, поворотным экраном. D5500 — относительно дорогая и еще более компактная зеркалка с откидным, поворотным и сенсорным экраном. И, соответственно, цель нашего обзора и тестирования — понять, насколько D5500 оправдывает немалый прирост в цене, на сегодняшний день — примерно 16 000 рублей.
Nikon D5300 | Nikon D5500 | |
Дата анонса | 17 октября 2013 г. | 6 января 2015 г. |
Корпус | Пластик с углеродным волокном | |
Матрица | CMOS APS-C 24 Мп | |
Чувствительность ISO | 100 — 12 800 (до 25 600)* | 100 — 25 600 |
Автофокус | 39 точек (9 кросс-точек) | |
Экспозамер | TTL, 2016-пиксельный датчик | |
Экран | 3,2 дюйма 1 040 000 точек (720×480) откидной, поворотный | 3,2 дюйма 1 040 000 точек (720×480) откидной, поворотный, сенсорный |
Скорость серийной съемки | ≈5 fps | |
Видео | 1920×1080 60p fps | |
Процессор | Expeed 4 | |
Затвор | 30 — 1/4000 с, X-sync 1/200 c | |
Карты памяти | 1 слот: SD/SDHC/SDXC | |
Wi-Fi / GPS / USB | встроенный модуль / встроенный модуль USB 2.0 | встроенный модуль / опция USB 2.0 |
Размеры, вес | 125×98×76 мм 530** г | 124×97×70 мм 470** г |
Цена, корпус |
Как видно по таблице, найти 10 отличий у Nikon D5300 и D5500 можно, хотя у камер очень много общего: тот же процессор, параметры затвора, возможности видео, разрешение экрана, видоискатель, автофокус и датчик экспозиции. Одно отличие не в пользу D5500 — у новой камеры нет встроенного модуля GPS. Скорее всего, матрицы двух камер одинаковые (общее число мегапикселей — 24,78).
На фоне всех этих совпадений становится непонятно, почему верхняя чувствительность у D5300 — 12 800 единиц ISO, а у D5500 — 25 600 единиц? За счет чего удалось поднять устойчивость к шумам? Или это просто маркетинговый трюк? Впрочем, скоро мы разоберемся, есть ли у D5500 преимущества, тест «Шумы» это покажет.
Но и различия D5300 и D5500 существенные. Прежде всего, это расширение функций экрана, он стал сенсорным. И, конечно, значительное уменьшение веса и размеров. Настолько значительное, что D5500 можно напрямую сравнивать не только с предшественницей, но и с крутыми беззеркалками.
Фотокамера | Сенсор | Размеры (мм) | Вес (г) | Цена |
Panasonic Lumix DMC-G6 | Four Thirds | 122 × 85 × 71 | 390 | |
Fujifilm X-T1 | APS-С | 129 × 90 × 47 | 440 | |
Nikon D5500 | APS-С | 124 × 97 × 70 | 470 | |
Olympus OM-D E-M 5 Mark II | Four Thirds | 124 × 85 × 38 | 496 | |
Olympus OM-D E-M1 | Four Thirds | 130 × 94 × 63 | 497 | |
Panasonic Lumix DMC-GH4 | Four Thirds | 130 × 94 × 63 | 550 |
Хорошо, что мы знаем, что Nikon D5500 — зеркальная камера, а остальные в этой таблице — беззеркальные. В противном случае можно было бы подумать, что здесь собраны модели одного типа, только одна из них — с чуть удлиненной 70-миллиметровой «мордочкой».
Да, зеркало выдает зеркалку, требует дополнительной толщины. Но! 38 и 70 мм — большая разница. 47 и 70 — не такая большая. А 63 и 70 — совсем небольшая. Формируя облик D5500, Nikon дал сигнал рынку, что разница в размерах компактных зеркалок и крутых беззеркалок минимальна, а разницы в весе просто не существует. Что различия не столь заметны и критичны.
При этом в активе зеркалок остается фазовый автофокус и оптический видоискатель. А в пассиве — более крупная и тяжелая оптика. И еще — пластиковый корпус. Что касается качества съемки — оно, скорее всего, находится на одном уровне. И уровень этот пока называется «то, на что способна зеркалка среднего класса». Впрочем, до тестовой части мы доберемся через некоторое время, а пока рассмотрим «паспортные» характеристики Nikon D5500.
Основные характеристики | |
Объектив | Съемная оптика. Байонет Nikon F. Формат оптики — DX. Кроп-фактор 1,5. |
Матрица | 24 Мп, APS-C, CMOS |
Светочувствительность | ISO 100 — 25 600 |
Автофокус | Фазовый АФ-датчик Nikon Multi-CAM 4800DX, 39 точек фокусировки (включая 9 датчиков перекрестного типа). 1-, 9-, 21- или 39-точечная динамическая АФ, 3D-слежение, автоматический выбор зоны АФ. |
Экспозициия | Управление экспозицией 2016-пиксельный датчик RGB. Матричный замер: 3D цветовой матричный замер II (с объективами типа G, E и D). Центровзвешенный замер: 75 % измерений в круге диаметром 8 мм в центре кадра. Точечный замер: замер в круге диаметром 3,5 мм (около 2,5 % кадра), центрированном по выбранной точке фокусировки. |
Экран | TFT 3,2 дюйма, 1 036 800 точек, откидной, поворотный, сенсорный. Охват — 100%, угол обзора до 170 градусов |
Видоискатель | Оптический, поле зрения ≈95 %, увеличение 0,82х. |
Стабилизатор изображения | Нет |
Режимы съемки | Авто, PASM, сюжетный программы, художественные эффекты. |
Серийная съемка | До 5 кадров в секунду. |
Затвор | От 1/4000 до 30 секунд с шагом 1/3 или 1/2 EV, X-sync = 200 c. Выдержка от руки, длительная выдержка. |
Формат файлов | JPEG (EXIF ver 2.30), RAW (12 или 14 бит), RAW + JPEG. |
Видео | Full HD 1920 × 1080 60p в формате MOV(H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding). |
Источник питания | Литий-ионный аккумулятор EN-EL14a (прибл. 820 кадров, оценка по стандарту CIPA). |
Память | Карты памяти SD / SDHC / SDXC. |
Размеры, вес | 124 × 97 × 70 мм; 470 г (включая вес батареи и карты памяти) |
Дополнительные характеристики | |
Встроенная вспышка | Есть. Ведущее число ≈12. |
Разъемы | USB 2.0; выход HDMI (разъем HDMI типа C); видеовыход NTSC, PAL; аудиовход (стереофонический мини-джек 3,5 мм); поддержка дополнительного стереомикрофона ME-1. |
«Горячий башмак» | Есть |
Подсветка автофокуса | Есть |
Брекетинг | По экспозиции, по D-Lighting, по балансу белого. |
GPS / Wi-Fi | Опция / встроенный модуль |
Автоспуск | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с (от 1 до 9 экспозиций). |
Форматы съемки | 3:2 |
После внимательного изучения паспортных характеристик вырисовывается такая «бухгалтерия»:
- Разница в цене Nikon D5500 и D5300 — примерно 16 000 рублей.
- Суммарное уменьшение размеров — 8 мм.
- Уменьшение веса — 60 грамм.
- Ресурс аккумулятора вырос на 220 кадров (по стандарту CIPA).
- Nikon D5500 лишилась модуля GPS, но приобрела сенсорный экран.
Конструкция, дизайн, управление
Nikon D5500 смотрится намного изящнее предшественницы. И дело здесь не только в уменьшении веса и размеров. Если производитель хочет подчеркнуть компактность камеры, его дизайнеры всегда ищут решения, подчеркивающие компактность. Что-то вроде старого секрета портных — «платье с полосками сверху-вниз делает фигуру более стройной». И, как правило, дизайнерская задача решается блестяще. Nikon D5500 заточена под образ «зеркалка-беззеркалка». В ней читаются традиционные черты Nikon, но вместе с ними и новые, «беззеркалкалочные».
При всем желании хоть к чему-нибудь придраться, это очень сложно сделать. Никоновский дизайн остался безупречным, новые элементы прекрасно вписались в классику. Работать с камерой очень удобно. Она прекрасно лежит и в крупной, и в детской руке. Проверено. Давайте посмотрим, появились ли какие-нибудь новые элементы в меню камеры?
Прежде чем перейти к тестам, можно подвести предварительные итоги:
- Nikon D5500 сильно отличает от предшественницы.
- Камера не только стала меньше и легче, она поменяла дизайн и стала более современной. Стала внешне напоминать не только зеркалку, но и беззеркалку. Изменения пошли на пользу. D5300 была у нас не так давно, она удобна в работе, но D5500 удобнее.
- Довольно полезное приобретение D5500 — сенсорный экран. Он существенно расширяет возможности управления.
- Очень радует выросший до 800 кадров ресурс аккумулятора.
- Меню камеры переработано в лучшую сторону. В частности радуют раздел «Недавние настройки» и образные подсказки при выборе параметров съемки.
А пожалеть можно разве что о «пропавшем» модуле GPS. Если он вам сильно нужен, придется задуматься. Модуль-опция, конечно, не столь удобен, как встроенный. Но посмотрите на характеристики камер-конкурентов: у каждой GPS стал опцией. Скорее всего, мода прошла, и возможность отслеживать координаты съемки стала маловостребованной.
Nikon D5500 и конкуренты | ||||||
Canon EOS 750D | Canon EOS 70D | Nikon D5500 | Nikon D7100 | Pentax K-S2 | Sony Alpha ILCA-77M2 | |
Матрица | 24 Мп APS-C CMOS | 20 Мп APS-C CMOS | 24 Мп APS-C CMOS | 24 Мп APS-C CMOS | 20 Мп APS-C CMOS | 24 Мп APS-C CMOS |
Автофокус | 19 точек (19 крестовых) | 19 точек (19 крестовых) | 39 точек (9 крестовых) | 51 точка (15 крестовых) | 11 точек (9 крестовых) | 79 точек |
Экспозамер | 7560-пикс. RGB + IR | 63 зоны RGB | 2016-пикс. RGB | 2016-пикс. RGB | 77 зон RGB | 1200 зоны RGB |
Чувствительность | 100 — 12 800 до 25 600* | 100 — 12 800 до 25 600* | 100 — 25 600 | 100 — 6400 до 25 600* | 100 — 51 200 | 50 — 51 200 |
ЖК-экран | 3,0″ RGB 1 040 000 откидной, поворотный, сенсорный | 3,0″ RGB 1 040 000 откидной, поворотный, сенсорный | 3,2″ RGB 1 036 800 откидной, поворотный, сенсорный | 3,2″ RGBW 1 228 800 фиксир. | 3,0″ RGB 921 000 откидной, поворотный | 3,0″ RGBW 1 228 800 откидной, поворотный |
Видоискатель | ≈95% 0,82x | ≈98% 0,95x | ≈95% 0,82x | ≈100% 0,94x | ≈100% 0,95x | TFT 2 359 296 ≈100% 1,09х |
Затвор | 30–1/4000 с Х-sync 1/200 с | 30–1/8000 с Х-sync 1/250 с | 30–1/4000 с Х-sync 1/200 с | 30–1/8000 с Х-sync 1/250 с | 30–1/6000 с Х-sync 1/180 с | 30–1/8000 с Х-sync 1/250 с |
Стабилизатор | нет | нет | нет | нет | оптический | оптический |
Серийная съемка | ≈5 fps | ≈7 fps | ≈5 fps | ≈6 fps | ≈5,5 fps | ≈12 fps |
Wi-Fi / USB / GPS | встроенный USB 2.0 опция | встроенный USB 2.0 опция | встроенный USB 2.0 опция | опция USB 2.0 опция | встроенный USB 2.0 опция | встроенный USB 2.0 опция |
Видео | 1920×1080 30p | 1920×1080 30p | 1920×1080 60p | 1920×1080 60i | 1920×1080 30p | 1920×1080 60p |
Запас аккумулятора | 440 кадров | 920 кадров | 820 кадров | 950 кадров | 410 кадров | 480 кадров |
Размеры, вес | 132×101×78 555 г | 139×104×79 755 г | 124×97×70 470 г | 136×107×76 765 г | 123×91×73 678 г | 143×104×81 726 г |
Ориентировочная цена | Ориент. 50 000 руб. |
Качество изображения — шумы
Итак, у Nikon D5500 и D5300 много различий, но процессор один и матрица, по всей видимости, одинаковая. Вопрос, который возник уже при первом знакомстве с D5500, — за счет чего удалось поднять верхний предел чувствительности?
Впрочем, вместо бестолковых вопросов нам лучше получить толковый ответ прямо сейчас, благо есть возможность сравнить тестовые снимки D5300 и D5500.
Nikon D5300 RAW, светлая сцена | Nikon D5500 RAW, светлая сцена | |
ISO 100 | ||
ISO 800 | ||
ISO 1600 | ||
ISO 3200 | ||
ISO 6400 | ||
ISO 10 000 | ||
ISO 12 800 |
Думаю, приведенные «вырезки» точно отвечают — D5500 шумит меньше, чем D5300. Как этого удалось достичь, может, матрица все же другая? Вопрос интересный, но не самый важный. Главное, что даже на ISO 12 800 мелкие символы остаются хорошо читаемыми, а на ISO 1600 картинка почти чистая. Даже ISO 3200 можно считать рабочей чувствительностью.
Впрочем, давайте посмотрим на другие «вырезки». Серая карта дает немало информации, но для полной картины желательно рассмотреть разные фрагменты стенда, снятые на свету, в полутьме, с включенным и выключенным шумодавом.
Довольно часто у меня спрашивают: «А вот этот фотоаппарат, какая у него рабочая чувствительность? Насколько можно задирать ISO?» И каждый раз я либо произношу усредненную цифру, чтобы человек получил ориентир. Либо начинаю долгий рассказ, что в разных условиях шумы накапливаются и выглядят по-разному. Что многое зависит от количества света — то есть от выдержки, которая может быть короткой или длинной, длинная накапливает шумы намного успешнее, чем короткая. Многое зависит от фактуры изображения, некоторые сюжеты даже ISO 800 переносят с трудом, а некоторые неплохо держатся на ISO 6400 и выше. А еще есть постобработка и плагины. Что некоторые мастера вообще не признают слово «шумы»…
Nikon D5500 тест «шумы» оценка разрешения | |
RAW фильтр выкл. | JPG фильтр вкл. |
Некоторым ориентиром могут служить графики разрешения — зависимости разрешения от чувствительности в светлой сцене и в темной. В центе кадра и на краю, на снимках RAW и JPG. Если взять порог качества на уровне 0,6 линий на пиксель, рабочая чувствительность Nikon D5500 в светлых сценах лежит в пределах 3200 – 6400 единиц ISO. А в темных сценах — в пределах 800 – 1600 единиц. И это подтверждают тестовые снимки, это подтверждают снимки в Галерее. Кстати, тестовые снимки сделаны почти на всех значениях ISO от нижнего до верхнего и скачать их можно в блоке «Тестовые материалы».
Оптика — Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor
Формат | Nikon DX |
Подробная информация | Nikon 18-105mm на сайте производителя |
Тип объектива | с переменным фокусным расстоянием |
Фокусное расстояние | 18 — 105 мм (27 — 157,5 мм в 35-мм экв.) |
Минимальное расстояние фокусировки | 0,45 м (во всем диапазоне увеличения) |
Диафрагма | f/3,5 — f/5,6 — максимальная f/22 — f/36 — минимальная |
Стабилизатор | есть, эфф. ≈3,5 EV |
Привод автофокуса | SWM — ультразвуковой |
Диаметр резьбы | 67 мм |
Размеры, вес | ∅76×89 мм, 420 г |
Цена |
Мы немного изменили формат тестирования оптики. Во-первых, мы «запихнули» разрешение и «хроматику» на один график. И хотя это принципиально разные характеристики, обе они измеряются в процентах. Разрешение — в процентах от теоретически возможного, 1 линии на пиксель. Хроматические аберрации наша тестовая программа считает как процент подкрашенных пикселей в пределах специальной мишени, «ловушки» для хроматических аберраций.
Следующее изменение формата: если камера может снимать в RAW, мы не используем JPG (внутрикамерный JPG всегда снижает разрешение). И, кроме того, хроматические аберрации в JPG порой исправляются без уведомления фотографа. Что само по себе хорошо, но исправленные аберрации — это уже характеристика камеры, а не объектива.
В любом случае главные характеристики, которые мы снимаем в тесте объектива — это разрешение в центре и на краю кадра. «Геометрию» и «хроматику» можно исправить, порой довольно успешно, с нулевыми последствиями. И не только в постобработке — сейчас многие камеры оснащены соответствующими корректорами. А вот разрешение исправить не получится. Картинку можно «отшарпить», но это другая история.
ЭФР = 27 мм
Сначала о геометрии. На коротком фокусе мы видим очень заметную «вертикальную бочку» с дисторсией D = – 3,58 по вертикали и D = – 0,84 по горизонтали. Это ни хорошо, ни плохо, на широком угле «бочка» всегда присутствует, а ее геометрия говорит не о технических возможностях производителя, а о его намеренном решении так или иначе исказить пространство. В данном случае инженеры Nikon решили ввести сильную отрицательную дисторсию по вертикали и почти незаметную по горизонтали — универсальное решение, хорошо подходящее для пейзажей и относительно безвредное для групповых портретов.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/3,5 — f/5,6 — f/9, нижний ряд: f/11 — f/15 — f/22 |
Краткая сводка по работе Nikon 18-105mm на минимальном «фокусе», ЭФР = 27 мм:
- Уровень хроматических аберраций заметен на краю кадра, но не слишком велик, не превышает 7%.
- Разрешение и в центре кадра и на краю держится на высоком и очень высоком уровне. На широкой диафрагме разрешение в центре не опускается ниже 0,6 линии на пиксель. На узкой — ниже 0,5. Разрешение на краю кадра отстает от центра в среднем на 0,1 линии на пиксель.
ЭФР = 52 мм
На фокусном расстоянии 50 мм мы наблюдаем заметную «подушку» — по вертикали более заметную (примерно 2), по горизонтали менее заметную (примерно 1). Здесь уже вряд ли можно говорить о художественном эффекте, вносимом дисторсией, на «портретном расстоянии» чем ближе дисторсия к нулю, тем лучше. Но для недорогого объектива это неплохой результат.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/4,5 — f/7,1 — f/11, нижний ряд: f/14 — f/22 — f/29 |
Краткая сводка по работе Nikon 18-105mm на «фокусе» 52 мм:
- Приемлемые геометрические искажения.
- Разрешение и в центре кадра и на краю продолжает держаться на высоком и очень высоком уровне. На самой широкой даже на краю кадра находится на уровне 0,65 линии на пиксель. И только на диафрагмах уже f/22 падает ниже 0,5 линии. Но это неизбежное влияние дифракции, неизбежное «замыливание слишком узкой дырки».
- Уровень хроматических аберраций на 50 мм не радует. «Хроматика» заметна даже в центре кадра — на широкой диафрагме держится на уровне 5%, но постепенно сходит к нулю. А на краю кадра, напротив, по мере закрытия диафрагмы растет от 7 до 13 процентов. Это много!
ЭФР = 93 мм
На фокусном расстоянии 93 мм «подушка» становится более заметной по вертикали — порядка 2,5, по горизонтали остается слабо выраженной. Разрешение остается высоким до диафрагмы f/20, а потом закономерно снижается — до 0,4 линии на пиксель на самой узкой f/36.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,3 — f/8 — f/13, нижний ряд: f/16 — f/25 — f/36 |
Краткая сводка по работе Nikon 18-105mm на «фокусе» 93 мм:
- Приемлемые геометрические искажения.
- Разрешение остается высоким на широкой диафрагме, заметно снижается только после закрытия диафрагмы до f/20.
- Уровень хроматических аберраций продолжает оставаться заметным в центре кадра (порядка 3%) и очень высоким на краю (от 9 до 14%).
ЭФР = 157,5 мм
На на длинном фокусе (ЭФР = 157,5 мм) геометрические искажения чуть уменьшаются, но по сути остаются прежними — мы наблюдаем «подушку» с вертикальной дисторсией больше 2.
Разрешение | Хроматические аберрации | ||
Центр кадра | Край кадра | Центр кадра | Край кадра |
На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,6 — f/7,1 — f/11, нижний ряд: f/14 — f/22 — f/36 |
Краткая сводка по работе Nikon 18-105mm на «фокусе» 157 мм:
- Геометрические искажения остаются на приемлемом уровне, а разрешение — на высоком на широкой диафрагме и не опускается ниже 0,6 линии на пиксель, пока диафрагма не уменьшается до f/20 – f/22.
- А уровень хроматических аберраций продолжает оставаться очень высоким. В центре кадра по мере закрытия диафрагмы он растет от 5 до 10 процентов, на краю — от 10 до 20. То есть мы наблюдаем очень сильную «хроматику».
Стабилизатор
Методика тестирования стабилизатора подробно описана в статье о Nikon D5300. По нашей оценке, стабилизатор Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor эффективно работает на выдержке 1/4 секунды. Это дает фотографу приблизительно 3,7 дополнительные ступени.
Производитель на основе стандарта CIPA оценил эффективность стабилизатора чуть скромнее: «Система подавления вибраций предоставляет расширенные возможности съемки с рук и позволяет использовать выдержки на 3,5 ступени длиннее обычных». В любом случае наша проверка подтверждает высокую эффективность стабилизатора. Если в дополнение к его возможностям использовать приемы стабилизации при съемке (задержку дыхания, опору локтей на туловище и т.д.), можно точно получить 4 дополнительные ступени.
Итак, подведем итоги тестирования объектива. Плюсы Nikon 18-105mm:
- достойная точность и скорость фокусировки (по результатам тестирования автофокуса D5500, по результатам съемки Галереи);
- высокий уровень разрешения во всем диапазоне фокусных расстояний, на всех диафрагмах шире f/20;
- приемлемый, невысокий уровень геометрических искажений;
- высокая эффективность стабилизатора;
- очень разумная, невысокая цена.
Минусы Nikon 18-105mm:
- очень заметный уровень хроматических аберраций не только на краю кадра, но и в центре;
- размытие кадра, качество бокэ — среднее (по результатам съемки для Галереи).
Но в целом, Nikon 18-105mm — очень неплохой объектив, один из лучших по соотношению качество/цена. И к Nikon D5500 подходит не хуже, чем официальный «кит» 18-55mm. Хотя если вас волнуют «хроматика» и качество размытия фона, имеет смысл подыскать объектив подороже, который будет больше соответствовать возможностям Nikon D5500.
Особенности Nikon D5500
Автофокус
Нашу новую методику по оценке скорости и точности автофокуса я подробно изложил в статье о Canon 7D Mark II. Но сейчас хотелось бы озвучить еще несколько моментов, поскольку на форуме были высказаны довольно дельные сомнения и предложения:
- Повторюсь, методика еще сырая. Поэтому ее результаты не надо воспринимать как окончательный диагноз. Когда у нас накопятся измерения по многим камерам, можно будет делать вывод о вменяемости (адекватности) методики или, напротив, о ее невменяемости. А пока мы накапливаем наблюдения и радуемся, что немного криво, с допущениями, без 100-процентного теоретического обоснования, но методика работает, показывает результаты, похожие на правду. А это не так мало для начала.
- На форуме было замечание: «Вы снимаете серию, но здесь есть одно лукавство — AF не глупая и для последующих кадров использует данные, полученные от первого кадра, т.е. фокусировка может отрабатывать быстрее».
Ответ: дело в том, что мы снимаем не серию, а три кадра в покадровом режиме. Причем каждый кадр снимается только после «писка» автофокуса. Не думаю, что в покадровом режиме АФ запоминает данные предыдущей съемки. - Еще одно ценное замечание на форуме: «В вашей методике слишком много "ручных" действий, что сразу режет точность (или адекватность) численных измерений. Может, стоит внести элемент автоматизации в процесс?»
Ответ: да, в методике довольно много ручных действий, она изначально поставлена как практическая задача для фотографа и камеры: «Приблизиться к объекту, сделать как можно больше четких снимков. Условия съемки: недостаточное освещение, объект слабо выделяется на темно-сером фоне».
Согласитесь, для человека это задача простая: его действия — спокойно сделать три одиночных кадра, причем каждый кадр делается только после «писка» автофокуса. Потом сделать шаг (не быстрый, не медленный, обычный) и повторить три кадра…
Здесь не надо быть ни опытным, ни квалифицированным, ни еще каким-нибудь особенным фотографом. Здесь не ставится задача скоростной съемки, просто не надо терять время: шаг, полунажатие кнопки «спуска», чтобы камера поймала фокус, сразу после сигнала АФ — полное нажатие.
От человек здесь зависит очень мало, вся сложность съемки возложена на камеру. Поэтому в измерениях образуется почти постоянная величина — действия фотографа. И переменная величина — действия камеры, особенно заметная в режиме Live View, когда процесс растягивается на 2 минуты, и виноват в задержке отнюдь не человек.
Если мои слова звучат недостаточно убедительно — скачайте и послушайте фонограмму съемки. Посмотрите в звуковом редакторе, как распределены действия фотографа и как — действия камеры. Конечно, в действиях фотографа могут быть задержки и, напротив, убыстрения. Но они усредняются, пока фотограф сделает 30 кадров. Насколько я успел прочувствовать методику, сейчас ее расклад примерно такой:
- Допустим, мы замерили 30 секунд — время, необходимое на съемку 30 кадров и 9 шагов.
- Из них 10 секунд приходится на действия человека (сделать 9 шагов, 30 раз шевельнуть пальцем, дождаться сигнала, снова шевельнуть пальцем);
- Но 20 секунд — это все, что связано с камерой, это время зависит от умения камеры в полутьме нащупать слабоконтрастный объект в центре кадра.
- Когда этот опыт повторяется, мы получаем общий разброс плюс-минус 1,5 секунды. Действия человека несовершенны, но при осреднении плюс приходится на минус много раз и суммарная погрешность оказывается не так велика. По нашим оценкам (оценки взяты не с потолка, это анализ тайминга испытаний и репетиций) — из 10 секунд, что приходятся на действия человека, погрешнось составляет 1 секунду, плюс-минус 0,5 секунды.
- А вот действия камеры менее стабильны — каждый, кто работал с автофокусом в полутьме, это хорошо знает. В нашем раскладе время, необходимое камере, чтобы сделать 30 снимков с помощью фазового АФ, составляет 20 секунд плюс-минус 1 секунда. Погрешность действий камеры оказывается в два раза больше погрешности действий человека.
- Итак, мы имеет 30 секунд — длительность всего процесса. Максимальное отклонение — 1,5 секунды. Это 5% в плюс или 5% в минус, всего 3 секунды. То есть, по нашим оценкам, максимальная погрешность при измерении скорости фазового автофокуса не превышает 10%. Это не так плохо. И в принципе можно даже не разбираться, кто виноват — человек или камера. Но на долю камеры приходится 65—70 процентов погрешности, а на долю человека — 30—35 процентов.
- При измерении скорости контрастного автофокуса, когда на 30 снимков уходит примерно 120 секунд, наша общая погрешность снижается в 4 раза — становится порядка 2,5 процентов. И тогда на действия человека приходится меньше 1 процента. Так что пока мы не видим неоходимости делать лабораторного робота, который заменит фотографа и повысит точность измерений на 3,5 процента максимум.
Пока самое слабое место методики — ее ограниченность. Методика позволяет оценить скорость и точность малодинамичного объекта (именно такой является неподвижная мишень по отношению к движущемуся фотографу с камерой). Пока ни о какой следящей фокусировке речь не идет. Речь не идет даже о возможности поймать объект, находящийся не в центре кадра. Но мы сначала должны построить фундамент, чтобы хоть как-то «ловить» возможности автофокуса, а потом уже на этом фундаменте строить здание.
Пример смазанного кадра | Пример плохо сфокусированного кадра |
Еще одно потенциально слабое место методики — возможность «мазанки», ведь фотограф не стоит на месте, двигается, и камеру может непроизвольно дернуть. Зашита от «мазанки» заложена в методике — мы работает на выдержке 1/100 секунды при фокусном расстоянии 50 мм. И в том ритме, что у нас выработался, когда разброс времени на весь процесс не превышает 2-3 секунд, «мазанка» встречается крайне редко, примерно 1 кадр на 100.
Причем, что приятно, визуально она отличается от неточного фокуса. Примеры «мазанки» и «плохого фокуса» приведены на иллюстрации. Это довольно темные кадры, поскольку автофокус тестируется при пониженном освещении, но разобать их можно. Смазанный кадр мы обычно выключаем из выборки, даем ему среднее значение. Или, если можно на глаз определить степень сфокусированности, определяем ее на глаз.
Впрочем, хватит присказки, пора переходить к результатам. В таблице собраны баллы, которые камера может набрать за 30 кадров (максимум — 300 баллов). И время, которое ей и фотографу потребовалось, чтобы сделать 30 кадров. Например, в первой ячейке данных Nikon D5500 — это 250 баллов / 36 секунд.
Тип АФ, условия съемки | Nikon D5500 | Canon EOS 7D | Canon EOS 7D Mark II |
Фазовый АФ, -1EV | 250 / 36 | 249 / 24 | 252 / 25 |
Фазовый АФ, -2EV | 226 / 40 | 211 / 27 | 211 / 28 |
Контрастный АФ, -1EV | 279 / 114 | 277 / 118 | 286 / 62 |
Контрастный АФ, -2EV | 253 / 119 | 245 / 116 | 265 / 62 |
Пока в нашей базе только три камеры, но уже есть что с чем сравнивать. Как видите, фазовый автофокус Nikon D5500 чуть медленнее, чем АФ Canon EOS 7D и Canon EOS 7D Mark II. Работу, на которую у них ушло 24—25 секунд Nikon D5500 выполняет за 36 секунд. А при совсем низком освещении, ему приходится трудиться 40 секунд. Думаю, это нормальная скорость АФ зеркалки среднего уровня. А обе модификации Canon 7D находятся выше среднего уровня.
Что касается контрастного автофокуса Nikon D5500 — он работает приблизительно так же точно и медленно, как АФ Canon 7D. На серию из 30 снимков уходит примерно 2 минуты. Но точность фокусировки при этом высокая — примерно 275 баллов из 300 возможных.
Гибридный АФ Canon EOS 7D Mark II на этом фоне выглядит чемпионом. Он немного точнее и в два раза быстрее.
Чтобы не запутаться в цифрах, мы ввели понятие рейтинга, отдельно для фазового АФ, отдельно для контрастного или гибридного. Сейчас нам кажется разумным просто просуммировать набранные баллы и поделить их на затраченные секунды. Вполне возможно, через некоторое время мы сочтем разумным изменить формулу, но пока:
Рейтинг | Nikon D5500 | Canon EOS 7D | Canon EOS 7D Mark II |
Фазовый АФ | 6,3 | 9,0 | 8,7* |
Контрастный АФ | 2,3 | 2,2 | 4,4 |
* Рейтинг фазового АФ Canon EOS 7D Mark II оказался ниже, чем у Canon EOS 7D. Хотя именно в нашей задаче 19-точечный модуль EOS 7D мог оказаться более эффективным, чем 65-точечный EOS 7D Mark II. Продолжаем наблюдения! |
Скорость серийной съемки
С измерением скорости серийной съемки все гораздо проще. Nikon D5000, как это принято у зеркалок Nikon, «стреляет» сотнями кадров. После первой сотни камера готова «отстрелять» еще сотню, стоит лишь отпустить и снова нажать кнопку спуска. Скоростных режимов у Nikon D5000 два: L (непрерывная медленная) и H (непрерывная быстрая). Тихая съемка возможна только в покадровом варианте.
L — непрерывная медленная съемка | JPG | RAW | RAW + JPG |
скорость / количество кадров до заполнения буфера | 2,98 fps / 100 | 2,82 fps / 100 | 3,03 fps / 8 |
скорость / количество кадров после заполнения буфера | 2,98 fps / 100* | 2,82 fps / 100* | 2,39 fps / 92 |
* После повторного нажатия кнопки спуск. |
При съемке RAW в низкоскоростном режиме время от времени в съемке возникают короткие затухания (перекачка из буфера на карту). Но в среднем получается 2,82 fps.
H — непрерывная быстрая съемка | JPG | RAW | RAW + JPG |
скорость / количество кадров до заполнения буфера | 4,93 fps / 100 | 3,67 fps / 100 | 3,05 fps / 4 |
скорость / количество кадров после заполнения буфера | 4,93 fps / 100* | 3,61 fps / 100* | 2,42 fps / 96 |
* После повторного нажатия кнопки спуск. |
Испытания проводились со скоростной картой SanDisk Extrime Pro 16 ГБ (95 МБ/с). Фонограммы записи испытаний можно скачать в разделе «Тестовые материалы для скачивания». На всякий случай напоминаю, что мы всегда при проверке скорости съемки устанавливаем JPG и RAW на максимальное качество.
Съемка на высокой чувствительности
В тесте «Шумы» мы ограничились верхней чувствительностью ISO 12 800, поскольку сравнивали снимки Nikon D5500 и D5300, а у последней именно ISO 12 800 является верхней границей обычного, не расширенного диапазона. Поверьте, что и здесь, на повышенных ISO, Nikon D5500 заметно опережает D5300. Кстати это можно проверить, если скачать тестовые семплы.
Canon EOS 7D Mark II RAW, светлая сцена | Nikon D5500 RAW, светлая сцена | |
ISO 16 000 | ||
ISO 25 600 |
Чтобы не «подставлять» вполне достойную D5300, мы решили на верхних значениях ISO сравнить Nikon D5500 с одной из конкурирующих камер. Но оказалось, что у конкурентов верхняя граница ниже, чем у D5500. Здесь ей не уступают только Pentax K-S2 и Sony Alpha ILCA-77M2, но эти камеры мы еще не тестировали. И в итоге в качество конкурента мы выбрали Canon EOS 7D Mark II. Решили попробовать. Попробовали. И убедились, что на фоне очень крутой 7D Mark II героиня нашего теста смотрится весьма достойно.
Видео
Видео мы не тестируем, а пробуем. Хотя, если покопаться в словарях, это одно и то же. Установки автоматические. Сцена с объектами на разных расстояниях. Частота кадров — 50 fps, оцените плавность движений.
Периодически перед камерой мелькают посторонние объекты (первый раз в жизни был благодарен людям, которые «прут» перед объективом). Эти объекты на долю секунды сбивают фокус и экспозицию, но Nikon D5500 очень быстро восстанавливает картинку. Видно, как автофокус мечется в поисках главного объекта, как он быстро перестраивается и старается вести именно главный объект. Но задачка для автоматики поставлена нерешаемая, если вы хотите «вести» какую-то одну пару на соревнованиях по бальным танцам, вас спасет только ручной фокус.
Короче, к видео на любительском уровне претензий нет. Реакция камеры быстрая, 50 fps отрабатываются честно.
Итоги
Пришло время подводить итоги, сказано было много, попробуем выделить главное.
Плюсы Nikon D5500:
- Очень достойная картинка — и фото, и видео.
- Прекрасный дизайн, легкость, компактность.
- Поворотный, откидной и вдобавок сенсорный экран — в сумме высокая функциональность для зеркалки среднего класса.
- Заметно более низкие шумы на высокой чувствительности, чем у предшественницы D5300.
- Высокий для своего класса ресурс аккумулятора.
- В целом очень удачная комбинация возможностей.
Минусы Nikon D5500:
- Если продолжить сравнение с D5300, то минус — это «потеря» модуля GPS, для кого-то это важно.
- Некоторые привычные функции зеркалок среднего уровня усечены (например, в Live View нет имитатора экспозиции).
В минусах я не отметил довольно высокую цену Nikon D5500, поскольку в итоге (после сравнения с возможностями конкурентов) приходится согласиться, что камера стоит своих денег. Пожалуй, ее можно назвать идеальной камерой для начинающих (если они могут позволить себе D5500). И еще ее можно называть очень достойной второй камерой для энтузиастов и профи. Причем это тот случай, когда вторая камера обладает дополнительными возможностями, которых нет у первой — благодаря своему очень функциональному экрану.
Что касается репортажных способностей Nikon D5500, их хватит на «улицу», совещания, корпоратив, но для съемки соревнований камера недостаточно быстра. Она слишком универсальна, чтобы быть рекордсменом в какой-то одной области.
Галерея
На этот раз в галерее собрались кадры, отснятые на чувствительности от ISO 100 до 4500. Особые комментарии к снимкам не нужны: Nikon D5500 дает прекрасно экспонированную, добротную картинку с высокой детализацией. Но высокопрофессиональными характеристиками (замечательно тонкими переходами полутонов, удивительной фотореалистичностью оттенков, поразительным динамическим диапазоном) камера не отличается. Мы уже говорили, что Nikon D5500 прекрасный универсальный аппарат, который способен стабильно выдавать кадры первого сорта. Ну а высший сорт — это другие камеры и совсем другие цены.
Галерея | |||
Редакция выражает благодарность компании Nikon за предоставленную на тестирование фототехнику |