Смешение света — визуальный контакт!

Цифра — пленка (позитив-негатив)вступление

Данная статья — это попытка совместить и сопоставить в «одном кадре» цифровую и пленочную фотографию (причем как негативную, так и позитивную составляющую), показав, как та и другая сторона «видит» и отображает контрольный объект при вариации смеси различного освещения (вспышка; вспышка, «бьющая» в золотой отражатель или зонт, и галогенная лампа через софтбокс), при разных условиях съемки (вариации выдержки), а также как они дополняют друг друга в их разгорающемся «споре»: «Что лучше — пленка или цифра?» В качестве тестового сюжета была выбрана портретная съемка в различных условиях, а также съемка сложных многоплановых интерьеров.

Используемое оборудование

Casio QV-3000EX — 3,3-х мегапиксельная цифровая фотокамера. При съемке использовался режим дневного света. Чувствительность — 100 единиц ISO. Размер и качество кадра — максимальное. Диафрагма и выдержка устанавливались по Флэшметру вручную.

Olympus E-10 — 4-х мегапиксельная цифровая камера. При съемке использовался режим дневного света. Чувствительность — 64 единицы ISO. Размер и качество кадра — максимальное. Диафрагма и выдержка устанавливались по Флэшметру вручную.

Фотокамера Canon EOS 50 с двумя объективами Canon 28-80 (1:3,5-1:5,6) и Sigma APO 70-210 (1:3,5-1:4,5). Съемка велась на пленку Kodak Profoto 100, которую проявляли и затем печатали фотографии формата 10×15 см в обычных пунктах проявки «Сивма» и далее сканировали на аппарате NeuHaus 4800 в режиме оптического разрешения 300 dpi.

Среднеформатная фотокамера Asahi Pentax 67 с широкоугольным объективом Super Takumar 6x7 1:3,5/55 mm. Съемка велась на пленку Fuji Velvia 50 , которую проявляли в профессиональной фотолаборатории с последующим сканированием ее на сканере Agfa Duoscan HiD в режиме оптического разрешения 2000 dpi.

Фотовспышки — Sigma EF-500 Super.

Фотовспышка — The BAREBulb. Tristar Photo (заполняющая вспышка с полусферическим матовым стеклом). Во всех случаях эта вспышка располагалась на высоте около 2-х метров и была направлена под углом 45-60 градусов в потолок. Ведущее число данной вспышки при расстоянии до объекта съемок 3-5 метров было сравнимо с ведущим числом Sigma EF-500 Super при ее работе через зонт «на просвет».

Все вспышки имели так называемую «ловушку света», и синхронизация осуществлялась по световому импульсу от вспышки, электрически связанной с фотоаппаратом.

Флэшметр — Sekonic L-508 — использовался для получения правильной экспозиции (диафрагмы) при съемке со вспышками.

Отражатель Hensel Studiotechnik «Золото», «Серебро» и «Белый» (165 см), в который «била» одна из вспышек, являясь одним из полновесных источников света и создавая эффект присутствия «золота».

Источник света Unomat 300 (LX301 Z, 300 Вт) с галогенной лампой, который светил через небольшой Софтбокс 30×40 см на расстоянии 1,5 метров до снимаемого объекта.

Для рассеивания света вспышек использовалось, во-первых, специальное рассеивающее матовое стекло на самой вспышке, и во-вторых, рассеивающий зонт, работающий на просвет; отражающий зонт, а также софт-боксы (40×60 см).

                    

Совсем немного теории

Все множество возможных источников света в фотографии пытаются свести к двум основным типам, которые отличаются друг от друга своей цветовой температурой (измеряемой в Кельвинах — «К»), а также профилем спектра в видимой области и, как следствие, своим воздействием на фотопленку и ПЗС матрицу. Это 1) дневной свет (по международному соглашению за стандарт прямого солнечного света принято излучение с цветовой температурой 5400 К; приблизительно к этой же температуре сбалансированы и импульсные источники света — вспышки, широко применяемые в фотографии и очень часто на практике заменяющие собой истинно солнечный свет) и 2) искусственный свет ламп накаливания. Обычные бытовые лампы имеют цветовую температуру 2500 К. Однако в фотографии принято ориентироваться на кварцевые галогенные лампы с цветовой температурой 3200 К. Эти лампы имеют колбу из кварцевого стекла, заполненную инертным газом с небольшим количеством галогена (йода, брома или фтора), благодаря чему резко уменьшено испарение вольфрама нити, доведенной до температуры, близкой к температуре плавления. Человеческий глаз воспринимает свет настолько гибко, что обычно мы не замечаем разницы в цветах при разных источниках освещения, чего нельзя сказать о фотопленках и цифровых камерах. Цифровые фотокамеры обычно знают о существовании разных источников света, что отображается в специальном Меню. Пленки и другие фотоматериалы изначально сбалансированны для солнечного (обычно маркируются буквой «Д» или «D» от Daylight) или искуственного света (обычно маркируются буквой «Л» или «T» от Tungsten — вольфрам).

При кажущейся схожести, общая природа фотоизображения и изображения, получаемого цифровой камерой, все же существенно различна. Известно, что чувствительность фотопленки максимальна в ультрафиолете и спадает кинфра-красному диапазону. В то время как с цифровыми фотокамерами происходит все с точностью до «наоборот» - элементы ПЗС матрицы более чуствительны в красной (тепловой) области и менее — в ультрафиолетовой. Иными словами, кривые спектральной чуствительности фотопленки и ПЗС матрицы цифровой камеры существенно различны, что обуславливает их разную реакцию на смешанное освещение. И если поведение фотопленки в основных чертах в таких ситуациях известно (при экспонировании дневной пленки в условиях искусственного освещения в кадре появляется «излишняя желтизна», а при съемке на «вечернюю» пленку дневного света в кадре присутствует «дополнительная голубизна»), то реакция «цифры» заранее не очевидна, и ее предстоит отдельно изучать. В этой статье и будет предпринята попытка такого анализа.

Cпециальные обозначения

Для более удобного понимания расположения световых приборов на месте съемки приводятся схемы, где приняты следующие обозначения.

фотокамераФотокамера — Casio QV-3000EX / Canon 50 / Asahi Pentax 67
вспышкаФотовспышки — Sigma EF-500 Super. Ведущее число — 50
вспышка Фотовспышка — The BAREBulb. Tristar Photo. Полусфера.
отражательОтражатель Hensel Studiotechnik «Золото» и вспышка.
зонт на просветРассеивающий Белый зонт «на просвет»
зонт золотоРассеивающий отражающий зонт «Золото»
софтбоксСофт-бокс и вспышка
софтбоксСофт-бокс и галогенная лампа

Съемка белого поля на цифру

Для начала, было бы полезно посмотреть, что же сама цифровая камера (Casio QV-3000EX) «видит» на месте белого поля (см. в таблице прямоугольник под описанием «режима»), когда его освещают различные источники света (вспышка; вспышка через софт-бокс, «золотой» зонт и «золотой» отражатель), а также при освещении галогенной лампой через софт-бокс в двух режимах цифровой камеры (Daylight и Tungsten). Диафрагма и выдержка устанавливались по Флэшметру вручную. Справа от каждого изображения в таблице представлены уровни изображения в режиме RGB в «Фотошопе». Там, где хорошо видно «несведение» базовых цветов ПЗС матрицы цифровой камеры, соответствующие пики подписаны буквами RGB и соответствующим цветом (Красный — Зеленый — Синий).

вспышка
Режим Daylight. Вспышка. f:5,6-1/60
Режим Daylight. Вспышка
RGB уровни в Photoshop'е
софтбокс
Режим Daylight. Вспышка и софт-бокс. f:4,0-1/60
Режим Daylight. Вспышка и софт-бокс
RGB уровни в Photoshop'е
зонт золото
Режим Daylight. Вспышка и зонт Золото. f:4,0-1/60
Режим Daylight. Вспышка и зонт Золото
RGB уровни в Photoshop'е
отражатель
Режим Daylight. Вспышка и отражатель Hensel Золото. f:4,0-1/60
Режим Daylight. Вспышка и отражатель Hensel Золото
RGB уровни в Photoshop'е
софтбокс
Режим Daylight. Галогенная лампа через софт-бокс. f:4,0-1/30
Режим Daylight. Галогеновая лампа через софт-бокс
RGB уровни в Photoshop'е
софтбокс
Режим Tungsten. Галогенная лампа через софт-бокс. f:4,0-1/30
Режим Tungsten. Галогеновая лампа через софт-бокс
RGB уровни в Photoshop'е

На гистограммах яркости точек изображения хорошо видна полная нейтральность цвета вспышки; незначительные цветовые искажения, которые вносит в цвет впышки софт-бокс (два горба на пике максимума). Эти цветовые искажения несколько усиливаются в отраженном от «Золота» свете и проявляются максимально в регистрации галогенной лампы в режиме Daylight. Однако переключение цифровой камеры на режим Tungsten полностью убирает «несведение» цветов, и перед нами вновь нейтральный серый цвет.

Минусы одиночной вспышки

Зачем вообще понадобилось использовать несколько источников света, а уж тем более их смешивать? При рассмотрении характера освещения снимаемого объекта с использованием только одного импульсного источника света хорошо видны основные его недостатки — «жесткие» тени, несколько смягчаемые зонтами и отражателями. Проиллюстрируем данное высказывание на ряде примеров.

вспышка 1. Фотовспышка Sigma EF-500 Super расположена поблизости к цифровой камере и не имеет никакого рассеивателя. Хорошо видна «жесткая» тень-«шпион»- слева от объекта.
зонт2. Фотовспышка Sigma EF-500 Super расположена поблизости к цифровой камере и светит через рассеивающий зонт. «Жесткая» тень слева от объекта значительно размыта, особенно за головой, которая находится на 5-10 см дальше от стены, по-сравнению с туловищем и руками, от которых тень хоть и более размыта, но все же хорошо видна.
отражатель 3. Фотовспышка Sigma EF-500 Super расположена по-близости к цифровой камере и светит через рассеивающий отражатель Hensel Studiotechnik. Как и в предыдущем случае, жесткая тень-«шпион» слева от объекта значительно размыта.
вспышка сбоку 4. Фотовспышка Sigma EF-500 Super расположена справа от фотокамеры. Она светит на объект без рассеивателя под углом 45 градусов. Хорошо видна «жесткая» тень от носа. Чтобы убрать ее, можно было бы развернуть объект лицом (носом) к вспышке или поставить отражатель (см. следующий кадр), который, переотразив часть света обратно на объект, значительно «растушует» «неприятную» «носовую» тень.
вспышка сбоку и отражатель 5. Фотовспышка Sigma EF-500 Super расположена справа от фотокамеры. Она светит на объект без рассеивателя под углом 45 градусов. Слева (при взгляде от камеры) поставлен отражатель, который, переотразив часть света обратно на объект, значительно «растушевывает» «неприятную» «носовую» тень.
вспышка сзади и отражатель6. Фотовспышка Sigma EF-500 Super расположена за снимаемым объектом (хорошо различим яркий ореол вокруг головы) и напрвалена в отражатель, находящийся справа от фотокамеры, который, переотразив часть света обратно на объект, освещает его ровным светом.

Краткая методика тестовой съемки

Известно, что в условиях недостаточного освещения экспонирование кадра зависит только от вспышки (время самой вспышки значительно меньше, чем время экспонирования кадра). И только когда длительность экспозиции «подходит» к уровню общего освещения, в кадре начинает появляться искусственное освещение в виде огня от настольной лампы или люстры, или изменения цветового баланса при подсветке галогенным источником через софтбокс на объект съемки. Искусство фотографа заключается в грамотном использовании этого явления.

Учитывая особенности возникновения теней от одной вспышки, при съемке тестов в данной статье (кроме ванной комнаты) использовались три базовые вспышки с рассеивателями (отражатель и/или зонт) с приблизительно одинаковой мощностью света у каждой. Две из них располагались под 45 градусов с обеих сторон, и одна светила «в лоб». Данное сочетание вспышек образует качественное освещение объекта без «глубоких» теней. Подготовка к съемке проходила в два этапа.

1-й. Поочередно включалась каждая вспышка и флэшметром промерялся уровень освещения у тестового объекта (на практике - базовая диафрагма при фиксированной чувствительности пленки). Варьированием мощности каждой вспышки достигалось одинаковое, рекомендованное флешметром, значение диафрагмы для каждой вспышки. Как правило — f:4,0-f:5,6.

2-й. С полученным значением диафрагмы, замерялся уровень искусственного освещения в кадре в окрестностях лампы или по работающему софтбоксу с галогенной лампой. Как правило, выдержка составляла 1/2 — 1 сек. То есть, при съемке со вспышками при выдержках 1/125 - 1/8 влиянием искусственного освещения в кадре можно было пренебречь. Визуально это означало, что при выдержках 1/125 — 1/8 лампа в кадре «не включалась», а при выдержках 1/8 — 1/2 — «включалась» плавно. При дальнейшем увеличении выдержки — 1 сек и выше — влияние искусственного освещения в кадре начинало преобладать, ведя к общему «пересвету».

«Ноу-хау» Первоначально можно было бы предположить, что вполне достаточно ориентироваться только по экрану цифровой камеры, что и было сделано. При сравнении показаний флэшметра и экрана произошло расхождение на одну ступень диафрагмы. Флэшметр показывал f:4,0, а лучшее визуальное восприятие экрана цифровой камеры — f:5,6. При выставлении же на цифровой камере диафрагменного числа 4 экран казался более светлым и «переэкспонированным». Таким образом, для установления истины первая часть съемки проводилась на двух диафрагмах. В результате оказалось, что при автоматическом режиме печати для фотопленки данная разница практически неразличима (пленка имеет значительно больший динамический диапазон по сравнению с «цифрой»), а вот для цифровых изображений она оказалась достаточно сильной, причем «истина» была на стороне флэшметра. Таким образом, «Ноу-хау» заключается в том, что визуальное восприятие экрана цифровой фотокамеры обманчиво и достаточно сильно зависит от модели камеры, от окружающего освещения и угла зрения на экран. Кроме того, яркость и контраст экрана некоторых цифровых камер могут регулироваться и настраиваться, что, несомненно, надо сделать, подогнав изображение под ваш взгляд, чтобы впоследствии избежать грубых прочсетов «экранного» восприятия.

Часть 1. Только вспышки

А. Общий план

Съемка проводилась на Casio QV-3000EX и Canon EOS 50 с объективом Canon 28-80 (f:3,5-5,6). Диафрагма — f:4,0.

Данный кадр, включающий наиболее часто встречающиеся различные объекты, такие как человек, диван, светлые обои и паркетный пол, позволяет представить картину и особенности съемки в общем. Для наглядности в кадре присутствует настольная лампа, которая в зависимости от длительности выдержки при съемке либо никак не проявляется на снимке — короткие выдержки, либо «зажигается» в кадре — длительные выдержки. В фотосерии делалось два снимка: короткая выдержка — 1/125 и длительная выдержка (определялась по Canon EOS 50) — 1/2-1 с.

Схема расположения вспышек. Для большей наглядности и понимания на прилагаемой схеме отображается расположение фотокамеры и осветительного оборудования в момент съемки относительно объекта съемки. В данном случае использовались три равномощных вспышки, две из которых светили «обычным белым» светом, а третья, расположенная слева по отношению к фотокамере, имела «золотую» составляющую, получаемую в результате отражения белого пучка света вспышки от специального «золотого» отражателя (прием, часто используемый в фотографии для придания общему «холодному» вспышечному цветовому тону «более теплой» «золотой» составляющей).

На малых изображениях «превью» слева направо идут: фото, цифра, а также детали крупным планом цифра и фото в одном кадре, при этом цифра располагается слева от фото. При клике на «превью» фото или цифры открывается новый файл, где показаны два кадра — съемка при выдержке 1/125 и 1/2 с. Кадр с выдержкой 1/2 с содержит «включенную» лампу и располагается сверху. схема фото цифра сравнения сравнения

B. Детали

Съемка проводилась на Casio QV-3000EX и Canon EOS 50 с объективом Sigma APO 70-210 (3,5-4,5). Диафрагма — f:5,6.

Данный кадр, оставляя все свои предыдущие «подробности», детализирует человека на фоне дивана, делая акцент именно на эти две составляющие. На фото и на цифре в кадре присутствует «зажженная» лампа, длительность выдержки — 1/2 с.

Схема расположения вспышек и содержание вспышек полностью соответствует предыдущему примеру.

На малых изображениях «превью» слева направо идут: фото, цифра, а также детали крупным планом цифра и фото в одном кадре, при этом цифра располагается сверху над фото. При клике на «превью» фото или цифры открывается новый файл, где показано по одному кадру - съемка при выдержке 1/2 с — который содержит «включенную» лампу.

Дополнение. Именно в этом случае показана съемка при диафрагме f:5,6, которая казалась по экрану цифровой камеры самой оптимальной, а на деле оказалась для цифры несколько недоэкспонированной. Фотопленка же в режиме автоматической печати фотографий справилась с этим режимом съемки без видимых затруднений. схема фото цифра сравнения

C. Детали

Съемка проводилась на Casio QV-3000EX и Canon EOS 50 с объективом Sigma APO 70-210 (3,5-4,5). Диафрагма — f:4,0.

Данный кадр еще более детализирует человека, позволяя выявить на лице различные цветовые тона освещенности. На фото и на цифре в кадре присутствует «зажженная» лампа — длительность выдержки —1/2 с. При этом, в случае фото, цветовое восприятие левой (относительно фотокамеры) части лица и, соответственно, руки, освещенной вспышкой с «золотым» отражателем более выражено по сравнению с цифрой.

Схема расположения вспышек и содержание вспышек (с учетом перенаправления вспышек на объект) полностью соответствует предыдущему примеру.

На малых изображениях «превью» слева направо идут: фото, цифра, а также детали крупным планом цифра и фото в одном кадре, при этом цифра располагается слева от фото. При клике на «превью» фото или цифры открывается новый файл, где показано по одному кадру — съемка при выдержке 1/2 с — который содержит «включенную» лампу.схема фото цифра сравнения

Краткие выводы

1. Фотопленка оказалась более «пластична», чувствительна и прогнозируема к наличию в кадре «золотой» составляющей, причем влияние «золота» распространилось практически на весь кадр, где особо «выигрывает» кожа, на которой остается красивый «золотой» оттенок. У «цифры» же визуально сохранился более-менее нейтрально белый баланс белого.

2. Отдельно можно сказать, что для съемки портретов и небольших интерьеров совсем необязательно «заморачиваться» на дорогие студийные источники света. Вполне достаточно 2-3-х простых вспышек (как в нашем случае Sigma EF-500 Super и BAREBulb), при правильном и равномерном расположении которых можно получить очень качественное по-настоящему «студийное» изображение.

Часть 2. Смешение света

А. Детали

Съемка проводилась на Casio QV-3000EX и Canon EOS 50 с объективом Sigma APO 70-210 (3,5-4,5). Диафрагма — f:4,0.

Кадр экспонировался при смешанном типе освещения — вспышки (цветовая температура сбалансирована под солнечный свет — 5400 К) и галогенный источник постоянного света (цветовая температура 3200 К).

Съемка проводилась вечером при невыключенных обычных лампах, освещающих комнату.

Схема расположения вспышек

Для съемки использовались 3 равномощные равноудаленные от объекта вспышки, две из которых светили через зонты на просвет, а третья — The BAREBulb-Tristar Photo — как обычно, в полусферу в потолок. Также использовался галогенный источник света Unomat 300 (лампа накаливания 300 Вт), который размещался на уровне лица на расстоянии 1,5 метра и светил через софтбокс. Диафрагма определялась при вспышках по флэшметру и составила f:4,0. Длительность выдержки определялась аппаратом Canon 50 по лицу снимаемого объекта только при искусственном освещении (без вспышек) и составила 1/2 с.

На малых изображениях «превью» слева направо идут: фото, цифра, а также детали крупным планом цифра и фото в одном кадре, при этом цифра располагается слева от фото. При клике на «превью» фото или цифры открывается новый файл, где показано по одному полному кадру большего формата. схема фото цифра сравнения

Краткие выводы

На приведенных изображениях подтвердились прогнозируемые различия поведения пленки и цифры на присутствие галогенного света в одном кадре. В случае пленки — это ожидаемый некоторый «уход» в желтизну, ну а цифра проявила реакцию на искусственный свет «по-своему» — в кадре появляется специфический красный отблеск, не убираемый простой функцией «Автокоррекции» Фотошопа.

B. Ванная комната

Съемка проводилась на Casio QV-3000EX и Canon EOS 50 с объективом Canon 28-80 (3,5-5,6). Диафрагма — f: 8.

Ванная комната сама по себе является достаточно сложным объектом для фотосъемки из-за бликов и многократного переотражения света. Кадр в ванной комнате экспонировался при трех различных типах освещения. К обычной вспышке, светящей под 45 градусов вверх в кафельную плитку светло-розового цвета, добавлялись попеременно два других источника: галогенный свет Unomat 300 и отражение вспышки от специального «золотого» отражателя.

На малых изображениях «превью» слева направо идут: фото, цифра, цифра, обработанная в «Фотошопе» в режиме «Автокоррекции», а также детали этих трех фотографий крупным планом слева направо — цифра, цифра «Авто» и фото в одном кадре. При клике на «превью» фото или цифры открывается новый файл, где показано по одному полному кадру большего формата.

I. Схема расположения вспышек

Использовалась только одна вспышка, которая располагалась в противоположном от объекта углу ванной комнаты и была обращена под углом 45 градусов в кафельную стенку светло-розового цвета. схема фото цифра цифра сравнения

II. Схема расположения вспышек

К первой вспышке добавился галогенный источник света Unomat 300 (лампа накаливания 300 Вт), который размещался на уровне лица на расстоянии 1,5 метра и светил через софтбокс. схема фото цифра цифра сравнения

III. Схема расположения вспышек

К первой вспышке добавилась «золотая» составляющая, получаемая в результате отражения белого пучка света вспышки от специального «золотого» отражателя, и «била» в сторону снимаемого объекта. схема фото цифра цифра сравнения

Краткие выводы

По-прежнему, влияние на пленку и цифру галогенного источника постоянного света и «золотой» составляющей в одном кадре различно. Пленка на оба добавления реагирует привычной прогнозируемой «желтизной», причем и в том, и в другом случае ее поведение схоже. У «цифры» же проявляется «необычная для фото» красная составляющая всего кадра, которая почти вся убирается «Автокоррекцией» Фотошопа, оставляя незначительный цветовой оттенок, хорошо заметный на передней нижней кафельной стенке.

Часть 3. Съемка интерьера.

Вся дальнейшая съемка проводилась на Olympus E-10, Asahi Pentax 67 с широкоугольным объективом Super Takumar 6x7 1:3,5/55 mm (слайд Fuji Velvia 50) и Canon EOS 50 с объективом Canon 28-80 (3,5-5,6) (негатив Kodak ProFoto 100). Диафрагма — f:5,6.

Краткая методика съемки

При съемке интерьеров так же, как и в первой части, флэшметром определялась диафрагма, а по имеющимся в кадре источникам постоянного света (горящим лампам) с учетом полученной диафрагмы — выдержка. При съемке в одном кадре сразу нескольких комнат, флэшметром приходилось выставлять одинаковый уровень освещения в обоих комнатах (одна и та же диафрагма), чтобы ни одна из них не казалась более яркой по сравнению с другой. После выравнивания базового освещения по всему снимаемому пространству, проводилась тестовая съемка цифровой камерой для выявления в кадре бликов и «проваленных» теневых мест. На основании цифрового снимка по возможности ликвидировались видимые изъяны и тестовая съемка проводилась повторно. В среднем, на каждый кадр уходило около 2-х часов времени.

Кухня

Схема расположения вспышек.

Слева и справа от камеры, насколько позволял дверной проем, стояли две вспышки с софтбоксами. Слева от камеры за полукруглым холодильником располагалась вспышка с «золотым» отражателем, направленная преимущественно в пол — блик от этой «золотой» вспышки отчетливо различим на столешнице кухни под воздухоочистителем. Там же слева располагалась вторая заполняющая вспышка The BAREBulb-Tristar Photo, своей полусферой направленная вверх, в потолок. Справа по отношению к камере, за полукруглым холодильником на уровне столешницы располагалась еще одна вспышка, смягченная зонтом на просвет. Блик от этой вспышки различим на металлическом канте воздухоочистителя. схема слайд цифра фото сравнения

Комната

Схема расположения вспышек.

Основной свет вспышек располагался слева от камеры и значительно справа от нее, на линии прохода между кухней и комнатой. Там же располагался галогенный источник постоянного света Unomat 300, светящий на пространство комнаты через софтбокс. Третья заполняющая вспышка The BAREBulb-Tristar Photo, своей полусферой направленная вверх в потолок, находилась на полпути между двумя базовыми вспышками, располагаясь над диваном. Сделав несколько пробных снимков на цифровую камеру, я обнаружил относительно темное пространство под столом в центре комнаты, а также глубокую тень за телевизором. Первое было легко исправлено размещением возле дивана на уровне пола дополнительной вспышки с зонтом, «бьющей» под стол, а вот с тенью за телевизором (слева и справа) пришлось изрядно побороться. Так, простое размещение вспышки слева от телевизора (так как на большее там не было места) — кадр А. — привело к появлению массированного блика на мебели. Размещение вспышки и рассеивающего зонта требовало особой визуальной настройки. Некоторая избыточность мощности вспышки — кадр B. — привела к необоснованно яркому уровню освещенности за телевизором, а неудачный разворот зонта и вспышки опять-таки «вылезал» бликом слева от телевизора на мебели — кадр С. Только опытным путем, «ухлопав» на это уйму времени и массу цифровых дублей, удалось подсветить пространство справа за телевизором максимально естественно. слайд цифра фото сравнения сравнения

схема блики блики блики

Комната и кухня

Схема расположения вспышек.

Основной свет вспышек был поделен между комнатой и кухней. Справа, поблизости от камеры находилась заполняющая вспышка The BAREBulb-Tristar Photo, своей полусферой направленная вверх, в потолок. Далее, метрах в 2-х располагался еще один софтбокс с мощной вспышкой. На кухню был направлен другой софтбокс, спрятанный за стенкой в проходе, а также вспышка через зонт, находящаяся справа на столешнице, на том же месте, что и в случае съемки отдельно кухни. В противоположном от камеры углу за телевизором находилась еще одна вспышка в паре с «золотым» отражателем. После тестовой цифровой съемки в кадр было помещено еще две вспышки с зонтами. Первая подсвечивала пространство под столом со стороны дивана, а вторая — поверхность ближайшего к фотокамере кресла. слайд цифра фото

схема сравнения сравнения

Коридор

Схема расположения вспышек

Одна из ведущих вспышек «спряталась» слева от камеры за стеной. Там же расположился галогенный источник постоянного света Unomat 300, направляющий в холл заполняющий свет. Справа от камеры находилась заполняющая вспышка The BAREBulb-Tristar Photo, своей полусферой направленная вверх, в потолок. В прихожей основная вспышка с софтбоксом расположилась слева за стеной — ей просто не хватило места справа за небольшой перегородкой, где «приютилась» вторая вспышка с «золотым» отражателем, направленная на противоположную стенку, где на двух из трех кадрах виден сноуборд. Особое внимание было уделено выравниванию уровня осещенности в холле на переднем плане и в прихожей на заднем, а так же попыткам убрать глубокую тень под столом. Последняя задача была решена только отчасти путем направления под стол постоянного света и работы на длительной выдержке, так как подстветить ее натуральным естественным для глаза светом без резких необоснованных теней так и не получилось. схема слайд цифра фото сравнения сравнения

Основные выводы

1. Имея дело прежде всего с пленочными фотоматериалами, первое, что лично меня поразило (!), так это то, что качество современной цифровой фотографии достойно и сравнимо с аналоговым (пленочным) вариантом, при условии использования хорошей фотокамеры, хорошей оптики и хорошей пленки. Также большое значение и важность должно быть уделено процессу сканирования фотоматериалов.

2. При детальном сопоставлении цифры и пленки на экране компьютера в масштабе 1:1, хорошо снятая «цифра» (Casio QV-3000 или Olimpus E-10) выглядит «на уровне» съемки на негатив и даже может иногда в чем-то ее превосходить. Однако при различении особо тонких деталей (например, ресницы на глазах при портретной съемке при условии хорошего сканирования) фотопленка все-же отображает больше информации (хотя присутствие «зерна» может серьезно «омрачить» данное пленочное «достоинство»), а при еще большем увеличении визуального масштаба просмотра — скажем 3:1 и более, уровень шумов «цифры» значительно более различим, особо в местах тонких границ, в тенях и резких переходов (где дополнительно изначально могут присутствовать артефакты от JPEG сжатия).

3. Проводимая сравнительная съемка интерьера на среднеформатную фотокамеру — Asahi Pentax 67 с широкоугольным объективом Super Takumar 6×7 1:3,5/55 mm на пленку Fuji 50 и последующим сканированием ее на сканере Agfa Duoscan HiD в режиме оптического разрешения 2000 dpi показали уверенное превосходство пленки формата 6×7 см над цифрой — изображение 1:1 на цифре практически совпадало с изображением 1:2 скана с пленки, при этом масштаб 1:1 на пленке позволял увидеть ряд дополнительных деталей, хуже различимых на «цифре».

4. Влияние на пленку и цифру галогенного источника постоянного света и «золотого» отражателя в одном кадре различно. Пленка на оба добавления реагирует привычной прогнозируемой «желтизной», причем и в том, и в другом случае ее поведение схоже. У «цифры» же влияние «золота» малозаметно, а при использовании галогенного источника проявляется «необычная для фото» красная составляющая всего кадра, которая частично убирается «Автокоррекцией» Фотошопа.

5. Использование смешанного цвета, особенно при съемке интерьеров, когда глаз благоприятно воспринимает в кадре «горящую» лампочку, предпочтительно, при этом не надо увлекаться излишней «проработкой» от постоянного источника света. Это приводит к общей пересветке и «уходу» в желтизну. Однако, если все «в точку» — в кадре можно получить хороший эффект «солнечного света», особенно на фотокамеру. Что касается цифровой камеры, то влияние на нее галогенного источника постоянного света требует дополнительного тестирования.

6. Особенная незаменимость (!!!) «цифры» по-прежнему в ее оперативности. Она наглядно показывает наличие всех ожидаемых дефектов и бликов освещения в случае ипользования импульсных источников света (вспышек). Не следует, однако, забывать, что воспроизведение цифрового изображения на маленьком мониторе цифровой камеры сильно зависит от угла зрения на него и общего уровня освещенности. Не следует полагаться только на экран «цифры» — вы можете «промазать» с общей диафрагмой, воспринимая «недодержанный» кадр за нормальный. При возможности отрегулировать экран цифровой камеры под свой взгляд — это следует сделать в первую очередь (по крайней мере, прочесть, что по этому поводу (и не только по этому) сказано в инструкции к камере). При сомнениях в показаниях экрана следует дублировать визуальные показатели цифровыми, используя Флэшметр, синхронизированный с импульсным освещением, и промеряя им основные базовые места предстоящей композиции.

В заключение, хочется сказать, что так же, как и в пленочном варианте, при использовании различных типов и марок пленок, ожидаемый результат заранее не очевиден, если данный конкретный тип пленки вам мало известен (Kodak дает более «теплый» оттенок, Fuji — более холодный, Agfa — так называемый «нейтральный» или «естественный», но, в сравнении с двумя предыдущими, этот «естественный» иногда может показаться вам просто «блеклым». Kodak прекрасно передает цвет кожи, сглаживая под вспышками неровности и маскируя близколежащие вены, Fuji наоборот во вспышках «излишне» проявляет голубоватую вязь вен и капиляров и т. д.). Так и в цифровой съемке, чтобы использовать различные цветовые эффекты, скажем — «золотой» отражатель, источник постоянного света и т. д., — необходимо провести предварительные тесты с целью выявления адекватности работы вашей цифровой камеры в данных условиях. То есть Мир по-прежнему находится на пути от «Универсальности» к «Узкой специализации», и данная статья являет собой некоторый экспериментальный результат, трактовать который можно по-разному. Важно лишь помнить, что «Пленка» и «Цифра» «видят» не совсем одно и то же!




4 апреля 2002 Г.

— ! « »

— !

— (-)

— « » ( , ), , «» (; , «» , ), ( ), «»: « — ?» , .

Casio QV-3000EX — 3,3- . . — 100 ISO. — . .

Olympus E-10 — 4- . . — 64 ISO. — . .

Canon EOS 50 Canon 28-80 (1:3,5-1:5,6) Sigma APO 70-210 (1:3,5-1:4,5). Kodak Profoto 100, 10×15 «» NeuHaus 4800 300 dpi.

Asahi Pentax 67 Super Takumar 6x7 1:3,5/55 mm. Fuji Velvia 50 , Agfa Duoscan HiD 2000 dpi.

Sigma EF-500 Super.

The BAREBulb. Tristar Photo ( ). 2- 45-60 . 3-5 Sigma EF-500 Super « ».

« », , .

Sekonic L-508 — () .

Hensel Studiotechnik «», «» «» (165 ), «» , «».

Unomat 300 (LX301 Z, 300 ) , 30×40 1,5 .

, -, , -, , ; , - (40×60 ).

                    

, ( — «»), , , . 1) ( 5400 ; — , ) 2) . 2500 . 3200 . , (, ), , , . , , . , . ( «» «D» Daylight) ( «» «T» Tungsten — ).

, , , . , - . «» - () — . , , . ( « », «» « »), «» , . .

C

, .

— Casio QV-3000EX / Canon 50 / Asahi Pentax 67
— Sigma EF-500 Super. — 50
— The BAREBulb. Tristar Photo. .
Hensel Studiotechnik «» .
  « »
 «»
-
-

, , (Casio QV-3000EX) «» (. «»), (; -, «» «» ), - (Daylight Tungsten). . RGB «». , «» , RGB ( — — ).

Daylight. . f:5,6-1/60
 Daylight.
RGB   Photoshop'
Daylight. -. f:4,0-1/60
 Daylight.   -
RGB   Photoshop'
Daylight. . f:4,0-1/60
 Daylight.
RGB   Photoshop'
Daylight. Hensel . f:4,0-1/60
 Daylight.    Hensel
RGB   Photoshop'
Daylight. -. f:4,0-1/30
 Daylight.    -
RGB   Photoshop'
Tungsten. -. f:4,0-1/30
 Tungsten.    -
RGB   Photoshop'

; , - ( ). «» Daylight. Tungsten «» , .

, ? — «» , . .

1. Sigma EF-500 Super . «» -«»- .
2. Sigma EF-500 Super . «» , , 5-10 , - , , .
3. Sigma EF-500 Super - Hensel Studiotechnik. , -«» .
 4. Sigma EF-500 Super . 45 . «» . , () (. ), , , «» «» «» .
   5. Sigma EF-500 Super . 45 . ( ) , , , «» «» «» .
   6. Sigma EF-500 Super ( ) , , , , .

, ( , ). «» , , . .

, ( ) ( / ) . 45 , « ». «» . .

1-. ( - ). , , . — f:4,0-f:5,6.

2-. , . , 1/2 — 1 . , 1/125 - 1/8 . , 1/125 — 1/8 « », 1/8 — 1/2 — «» . — 1 — , «».

«-» , , . . f:4,0, — f:5,6. 4 «». , . , ( «»), , «» . , «-» , , . , , , , , , «» .

1.

.

Casio QV-3000EX Canon EOS 50 Canon 28-80 (f:3,5-5,6). — f:4,0.

, , , , , . , — , «» — . : — 1/125 ( Canon EOS 50) — 1/2-1 .

. . , « » , , , «» , «» (, «» « » «» ).

«» : , , , . «» , — 1/125 1/2 . 1/2 «» .

B.

Casio QV-3000EX Canon EOS 50 Sigma APO 70-210 (3,5-4,5). — f:5,6.

, «», , . «» , — 1/2 .

.

«» : , , , . «» , - 1/2 — «» .

. f:5,6, , . .

C.

Casio QV-3000EX Canon EOS 50 Sigma APO 70-210 (3,5-4,5). — f:4,0.

, . «» — —1/2 . , , ( ) , , , «» .

( ) .

«» : , , , . «» , — 1/2 — «» .

1. «», «» , «» , «» , «» . «» - .

2. , «» . 2-3- ( Sigma EF-500 Super BAREBulb), - «» .

2.

.

Casio QV-3000EX Canon EOS 50 Sigma APO 70-210 (3,5-4,5). — f:4,0.

— ( — 5400 ) ( 3200 ).

, .

3 , , — The BAREBulb-Tristar Photo — , . Unomat 300 ( 300 ), 1,5 . f:4,0. Canon 50 ( ) 1/2 .

«» : , , , . «» , .

. — «» , «-» — , «» .

B.

Casio QV-3000EX Canon EOS 50 Canon 28-80 (3,5-5,6). — f: 8.

- . . , 45 - , : Unomat 300 «» .

«» : , , , «» «», — , «» . «» , .

I.

, 45 - .

II.

Unomat 300 ( 300 ), 1,5 .

III.

«» , «» , «» .

-, «» . «», , . «» « » , «» , , .

3. .

Olympus E-10, Asahi Pentax 67 Super Takumar 6x7 1:3,5/55 mm ( Fuji Velvia 50) Canon EOS 50 Canon 28-80 (3,5-5,6) ( Kodak ProFoto 100). — f:5,6.

, , , ( ) — . , ( ), . , «» . . , 2- .

.

, , . «» , — «» . The BAREBulb-Tristar Photo, , . , , . .

.

, . Unomat 300, . The BAREBulb-Tristar Photo, , , . , , . , «» , ( ) . , ( ) — . — . . — B. — , - «» — . , «» , .



.

. , The BAREBulb-Tristar Photo, , . , 2- . , , , , , . «» . . , — .



«» . Unomat 300, . The BAREBulb-Tristar Photo, , . — , «» «» , , . , . , .

1. , , (!), , () , , . .

2. 1:1, «» (Casio QV-3000 Olimpus E-10) « » - . (, ) - ( «» «» «»), — 3:1 , «» , , ( JPEG ).

3. — Asahi Pentax 67 Super Takumar 6×7 1:3,5/55 mm Fuji 50 Agfa Duoscan HiD 2000 dpi 6×7 — 1:1 1:2 , 1:1 , «».

4. «» . «», , . «» «» , « » , «» .

5. , , «» , , «» . «» . , « » — « », . , .

6. (!!!) «» - . (). , , , . «» — «» , «» . — ( , , ( ) ). , , , .

, , , , , , (Kodak «» , Fuji — , Agfa — «» «», , , «» «». Kodak , , Fuji «» . .). , , — «» , . ., — . - «» « », , -. , «» «» «» !