Обзор 27-дюймового игрового IPS-монитора Thunderobot Silver Wing LF27F165L с экраном Full HD

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Тип матрицы IPS-панель со светодиодной (WLED) краевой (одна линейка) подсветкой
Диагональ 27 дюймов
Отношение сторон 16:9
Разрешение 1920×1080 пикселей (Full HD)
Яркость 330 кд/м²
Контрастность 1000:1 статическая, 1 000 000 : 1 динамическая
Углы обзора 178° (гор.) и 178° (верт.)
Время отклика 1 мс (при разгоне)
Количество отображаемых цветов 16,7 млн (8 бит на цвет)
Интерфейсы
  • видео/аудиовход DisplayPort 1.2
  • видео/аудиовход HDMI 1.4, 2 шт.
  • выход на наушники, гнездо 3,5 мм миниджек
Совместимые видеосигналы DisplayPort — до 1920×1080/165 Гц (отчет edid-decode)
HDMI — до 1920×1080/144 Гц (отчет edid-decode)
Акустическая система отсутствует
Особенности
  • цветовой охват 90% DCI-P3
  • условно безрамочный экран
  • отсутствие мерцания подсветки (нет ШИМ)
  • антибликовая поверхность матрицы
  • поддержка технологий AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible
  • регулируемый разгон матрицы
  • игровые функции: игровые режимы, увеличение яркости в тенях, экранный прицел, счетчик кадровой частоты, таймер.
  • повышение четкости в движении (вставка черного кадра)
  • режим с низкой интенсивностью синей компоненты
  • подставка: поворот вправо-влево ±45°, наклон 5° вперед и 15° назад, настройка высоты0—90 мм, переворот в портретную ориентацию по и против часовой стрелки
  • 75×75 мм площадка VESA для настенного монтажа
  • 1 год гарантии (+1 год за регистрацию в приложении evo), срок службы* 3 года
Размеры (Ш×В×Г)
  • 619×513×253 мм с подставкой
  • 619×366×72 мм без подставки
Масса
  • 6,5 кг с подставкой
  • 4,9 кг без подставки
Потребляемая мощность 45 Вт, не более 0,5 Вт в режиме ожидания, не более 0,3 Вт в выключенном состоянии
Напряжение питания (внешнего БП) 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой)
  • монитор
  • комплект подставки
  • блок питания (100—240 В, 50/60 Гц на 12,0 В/4,0 А; кабель 1,5 м)
  • кабель питания (IEC 60320-1 C13 на евровилку CEE 7/7; 1,45 м)
  • кабель DisplayPort (1,5 м)
  • руководство пользователя
  • гарантийная книжка
Ссылка на сайт производителя Thunderobot Silver Wing LF27F165L
Цена 20 тысяч рублей в фирменном интернет-магазине на момент публикации обзора
Розничные предложения

* Вопреки распространенному заблуждению, это не срок, через который устройство обязательно сломается. Однако по истечении этого срока производитель перестает нести какую-либо ответственность за его работоспособность и имеет право отказаться его ремонтировать, даже за плату.

Внешний вид

Дизайн строгий, игровую направленность в явном виде ничего не выдает. Панели блока экрана и кожухи подставки изготовлены из черного или серо-серебристого снаружи пластика с матовой поверхностью. Внешняя поверхность матрицы черная, полуматовая (зеркальность хорошо выражена), внешний слой матрицы жесткий. Спереди экран выглядит как монолитная поверхность, ограниченная снизу неширокой планкой, а по периметру — узкой окантовкой. Выведя изображение на экран, можно увидеть, что на самом деле между внешними границами экрана и собственно областью отображения есть неширокие поля.

По центру нижней планки есть логотип производителя, выполненный голубой краской, а ближе к правому краю находится светорассеиватель неяркого индикатора состояния.

На задней панели близко к краю под правую руку вертикально в ряд расположены пять механических кнопок управления. До кнопок можно добраться как справа, так и снизу. Второй вариант позволит использовать установленные впритык друг к другу мониторы.

На задней панели и на подставке есть декоративные вставки фирменного синего цвета. Все интерфейсные разъемы и разъем питания расположены в незамкнутой нише на задней панели и ориентированы вниз. Подключаться к этим разъемам удобно только при перевороте блока экрана в портретную ориентацию.

Отходящие кабели можно пропустить через подъем в центре основания подставки, а нишу с разъемами закрыть декоративным щитком: так сзади монитор выглядит аккуратнее.

Вставки на задней панели при работе монитора подсвечиваются. Эту подсветку можно отключить в меню установок.

На нижнем торце есть вентиляционные решетки.

Основание подставки обеспечивает монитору хорошую устойчивость. Резиновые накладки снизу на опорных точках основания подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях. Между широко расставленными опорами подставки близко к монитору можно поместить клавиатуру.

Несущие элементы подставки изготовлены из металла. Конструкция подставки довольно жесткая. Стойка фиксированной высоты, но подпираемый пружиной механизм со стальным рельсовым шариковым подшипником обеспечивает вертикальное перемещение узла, на который крепится блок экрана. В итоге легким движением руки экран можно установить на нужную высоту. Шарнир в этом узле позволяет немного наклонять блок экрана вперед от вертикального положения и больше наклонять назад, поворачивать вправо-влево, а также переворачивать в портретную ориентацию по и против часовой стрелки.

При необходимости подставку можно отсоединить (или изначально не подсоединять) и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 75×75 мм, нужно использовать входящие в комплект стойки).

Монитор нам достался упакованным в не очень большую скромно оформленную коробку из гофрированного картона. Внутри коробки для распределения и защиты содержимого используются пенопластовые вставки. Переносить упакованный в коробку монитор можно одному, ухватившись за пластиковую ручку сверху.

Коммутация

Представление об оснащенности интерфейсами дает таблица с характеристиками в начале статьи. Входы выбираются в основном или в коротком меню, альтернативой является автоматический выбор активного входа в случае отсутствия сигнала на текущем входе.

Входы способны принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), которые выводятся после преобразования в аналоговый вид через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках с чувствительностью 92 дБ громкость была достаточной. Качество звука в наушниках хорошее — звук достаточно чистый, в паузах шума не слышно, разве что не хватает совсем низких частот.

В комплект поставки входит только один интерфейсный кабель — DisplayPort: недлинный, и с виду, да и по факту, не очень качественный.

Блок питания внешний. В этом есть как свои плюсы (легкая замена в случае выхода из строя), так и минусы (он может мешаться).

Меню, управление, локализация, дополнительные функции и ПО из комплекта

Индикатор питания неярко светится синим при работе, красным в режиме ожидания, и не горит, если монитор условно выключен. При работе монитора нажатие на кнопку питания (нижняя) выключает монитор, также одного нажатия достаточно для включения. При нажатии на первую кнопку, если сверху вниз, на экран выводится основное меню с настройками; на вторую — короткое меню вывода прицела; на третью — выбора профиля; на четвертую — выбора входа. Меню достаточно крупное, надписи читаемые (белое поле — вся область отображения):

Навигация удобная, но неудобны сами кнопки, использовать джойстик было бы гораздо удобнее. При настройке изображения меню остается на экране — это несколько мешает оценке вносимых изменений. Можно настроить положение меню на экране, отрегулировать прозрачность фона меню, перевернуть меню с шагом 90 градусов и выбрать задержку автоматического выхода из меню. Присутствует русская версия экранного меню.

Кириллический шрифт ровный и читаемый. Качество перевода на русский язык хорошее. В комплекте поставки есть руководство пользователя на русском языке, его в виде PDF-файла можно загрузить с сайта компании.

Из дополнительных возможностей присутствуют две «геймерские» функции: вывод на экране счетчика частоты кадров с графиком ее изменения (в одном из четырех углов), перекрестия прицела выбранного типа в центре экрана и таймера с обратным отсчетом от фиксированных значений (также в одном из четырех углов). При этом выводится только что-то одно из трех.

Изображение

Настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс, не очень много, что для игрового монитора ожидаемо.

Можно выбрать один из пяти предустановленных обычных профилей с различными сочетаниями настроек Яркость и Контраст и один из трех игровых профилей, значения игровых настроек в которых можно менять.

Несколько режимов геометрической трансформации помогут подобрать оптимальный вариант в случае источника с неродным для монитора разрешением и соотношением сторон.

При подключении к компьютеру в разрешении 1920×1080 по DisplayPort поддерживается 165 Гц кадровой частоты в режиме 8 бит на цвет на вход и без потери цветовой четкости, по HDMI — 144 Гц. При снижении частоты до 60 Гц кадровой частоты можно получить ввод сигнала уже 10 и 12 бит на цвет в случае HDMI.

В случае DisplayPort и профессиональной видеокарты работа в режиме 10 бит на цвет не поддерживается. Данный тест мы проводим с помощью видеокарты Nvidia Quadro K600 и программы NEC Display Solutions 10 bit Color Depth Demo. Этот тест показывает, можно ли в программах, таких как Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro, использующих OpenGL, получить в случае профессиональных видеокарт типа Nvidia Quadro, AMD FirePro или AMD Radeon Pro вывод на монитор с 10-битным представлением цвета. Впрочем, как минимум для видеокарты Nvidia GeForce RTX 3060 Ti и свежих драйверов вывод в таком режиме может поддерживаться и в случае бытовой видеокарты (разумеется, если для свойств видеосигнала доступно 10 или 12 бит на цвет).

В данном мониторе реализована поддержка технологии FreeSync по входам DisplayPort и HDMI. Максимальный диапазон поддерживаемых частот, который указывается на панели настроек видеокарты, равен 48—165 Гц и 48—144 Гц, соответственно. Для визуальной оценки мы использовали описанную в указанной статье тестовую утилиту. Включение FreeSync позволило получить изображение с плавным движением в кадре и без разрывов. С видеокартами Nvidia этот монитор поддерживает G-Sync в режиме G-Sync Compatible, но только по входу DisplayPort. В утилите G-Sync Pendulum Demo режим формально G-Sync не включается, но плавность без разрывов все же присутствует.

Тестирование ЖК-матрицы

Микрофотографии матрицы

Изображение структуры пикселей из-за матовой поверхности размыто, но характерную для IPS структуру распознать можно (черные точки — это пыль на матрице фотоаппарата):

Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие за матовые свойства:

Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей, поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения отсутствуют, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.

Оценка качества цветопередачи

Реальная гамма-кривая зависит от выбранного профиля в списке Гамма (значения показателей аппроксимирующей функции приведены в скобках в подписях, там же — коэффициент детерминации):

Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при выборе варианта Гамма 2.2, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Рост прироста яркости весьма равномерный, и почти каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, за исключением пары оттенков в тенях (3 и 4):

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,21, что очень близко к стандартному значению 2,2. При этом реальная гамма-кривая почти не отклоняется от аппроксимирующей степенной функции:

Дополнительной настройкой Уровень теней (значения от 0 до 100, с шагом 1, по умолчанию 50) можно скорректировать гамма-кривую, улучшая (>50) или ухудшая (<50) различимость деталей в тенях. Первое может быть полезно в играх с темными сценами. Ниже приведены гамма-кривые при трех значениях этой настройки:

И фрагмент в тенях:

При этом меняются уровни черного и белого, что не очень хорошо.

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Исходный цветовой охват шире sRGB и близок к DCI-P3:

При выборе профиля sRGB охват сжимается к границам sRGB:

Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов), когда в явном виде нет корректировки цветового охвата

Можно предположить, что в светодиодах подсветки применяется синий излучатель и зеленый и красный люминофоры, при этом в красном люминофоре (а может и в зеленом) используются так называемые квантовые точки. Хорошее разделение компонент позволяет получить широкий цветовой охват.

В случае с корректировкой цветового охвата до sRGB компоненты уже в значительной степени подмешиваются друг к другу.

Отметим, что после выбора профиля sRGB, часть настроек, в частности настройки усиление красного, зеленого и синего цвета, становятся недоступными.

Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом без соответствующей коррекции цвета обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными. Впрочем, как правило, в развитых OS, в Windows в частности, и/или в более-менее продвинутом ПО для работы с изображениями нужная коррекция цвета достигается при использовании системы управления цветом. Например можно использовать цветовой профиль, созданный нами во время тестирования с помощью ПО DisplayCAL. Поэтому широкий цветовой охват недостатком в данном случае не является. Некоторые трудности с получением правильных цветов могут возникнуть в играх и при просмотре кино, но и это, при желании, решаемо. В случае источников типа бытового плеера или приставки цвета будут слегка перенасыщенными, если только в источнике нет, например, настройки, уменьшающей насыщенность цветов.

Впрочем, в большинстве случаев, и учитывая игровую направленность этого монитора, для просмотра изображений с охватом sRGB достаточно выбрать одноименный профиль в настройках монитора.

Цветовой баланс просто при выборе одного из трех профилей Польз. 1-3 (и без коррекции) для настройки Цвет, которые по умолчанию обеспечивают максимальную яркость и контрастность с сохранением приемлемого качества изображения, приемлемый, так как цветовая температура очень близка к стандартным 6500 К и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) ниже 10 единиц, что для потребительского устройства считается хорошим показателем. При выборе профиля sRGB цветовой баланс чуть хуже, но все равно остается приемлемым для непрофессиональной работы с цветом. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и ΔE:

(Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.)

Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены, настройки монитора установлены в значения, обеспечивающие максимальную яркость и контрастность при сохранении приемлемого качества изображения). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость черного поля 0,28 кд/м² −14 27
Яркость белого поля 330 кд/м² −8,7 11
Контрастность 1200:1 −20 13

Если отступить от краев, то равномерность белого хорошая, а черного и, как следствие, контрастности — похуже. Контрастность для данного типа матриц по современным меркам немного выше типичной. Визуально видно, что черное поле, в основном ближе к краям, слегка засвечено. Фотография ниже это демонстрирует:

При включении режима с динамическим управлением яркости установившаяся контрастность формально возрастает до бесконечности, так как на черном поле во весь экран подсветка выключается совсем после примерно 11 секунд с момента переключения с белого поля на черное поле. График ниже показывает, как увеличивается яркость (вертикальная ось) при переключении с черного поля (после пяти секунд вывода) на белое при выключенной и включенной динамической подстройке яркости:

Видно, что в динамическом режиме яркость подсветки медленно повышается до максимального значения. Практической пользы от этой функции немного.

Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность (остальные настройки установлены на значения, обеспечивающие максимальную яркость изображения при сохранении приемлемого качества изображения, установившееся значение после долговременной работы, режим 165 Гц):

Значение настройки Яркость Яркость, кд/м² Потребление электроэнергии, Вт
100 355 32,5
50 208 19,8
0 37 8,7

В режиме ожидания и в условно выключенном состоянии монитор потребляет порядка 0,2 Вт, включение подсветки на задней панели увеличивает потребление почти на 4 Вт.

Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, то есть без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом играть, работать и смотреть фильмы как в ярко освещенном, так и в темном помещении.

На любом уровне яркости модуляция подсветки отсутствует, что исключает видимое мерцание экрана. Для тех, кто привык распознавать знакомое сокращение, уточним: ШИМ отсутствует. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки яркости (левая половина рисунка):

Есть режим со вставкой темного кадра (черным он в данном случае не является) с названием MPRT. Зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) когда эта функция включена приведена на правой половине рисунка выше. Четкость в движении действительно повышается, но на динамичной картинке появляются артефакты, о чем будет рассказано ниже, а из-за мерцания с частотой максимум в 165 Гц данный режим рекомендуется использовать с осторожностью, так как мерцание может приводить к повышенной утомляемости глаз. К тому же при включении этого режима сильно снижается яркость (до 90 кд/м²), что также снижает его ценность.

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика зависит от значения настройки Скорость отклика, которая управляет разгоном матрицы. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики «вкл.» и «выкл.»), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики GTG) в случае режима с частотой обновления 165 Гц для четырех значений этой настройки:

При включении разгона на графиках некоторых переходов появляются характерные всплески яркости. Ниже приведены графики полутонового перехода между оттенками 70% и 90% и обратно для четырех значений этой настройки (по вертикали — яркость, по горизонтали — время, для наглядности графики выстроены последовательно):

Разумеется, такой разгон приводит к видимым артефактам в случае динамической картинки. С нашей точки зрения, можно остановиться на первой ступени разгона или вообще его не включать, так как матрица достаточно быстрая и без него.

Приведем зависимости яркости при чередовании белого и черного кадра при 165 Гц кадровой частоты:

Видно, что при 165 Гц максимальная яркость белого кадра чуть выше уровня 90% от уровня белого, а минимальная яркость черного кадра снижается до уровня черного. Амплитуда изменения яркости больше 80% от уровня белого. То есть согласно этому формальному критерию скорости матрицы достаточно для вывода изображения с кадровой частотой 165 Гц.

Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы, и какие могут быть артефакты от разгона, приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки (скорость движения 960 пиксель/с для частот обновления 60 и 120 Гц или 990 пиксель/с для 165 Гц, то есть на целое число пикселей за кадр), выдержка 1/15 с. На фотографиях указаны значения частоты обновления, а также включен ли разгон (ODx; x = 0 — 3) и режим вставки темного кадра (MPRTx; x = 0 — выключен, x = 1 — включен).

Видно, что при прочих равных условиях четкость изображения повышается по мере роста частоты обновления и при разгоне. Включение MPRT увеличивает четкость вплоть до одного пикселя по горизонтали, но объекты в движении имеют остаточные копии, что снижает положительный эффект.

Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 120 Гц — на 8 пикселей (скорость 960 пиксель/с), при 165 Гц — на 6 пикселей (скорость 990 пиксель/с). Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/60, 1/120 или на 1/165 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на перечисленное количество пикселей:

Видно, что четкость изображения даже без разгона матрицы близка к той, что и в случае идеальной матрицы, а при включении MPRT даже выше.

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран (напомним, что она зависит от особенностей работы ОС Windows и видеокарты, а не только от монитора). Задержка вывода изображения при 165 Гц равна всего 3 мс. Это очень небольшая задержка, она абсолютно не ощущается при работе за ПК, да и в играх не приведет с снижению результативности.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол для формата 16:9) направлениях.

Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

Направление Угол
Вертикальное 28°
Горизонтальное 27°
Диагональное 27°

По скорости падения яркости углы обзора неширокие. Отметим примерно одинаковый характер уменьшения яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану во всех трех направлениях, при этом графики не пересекаются в значимом диапазоне измеряемых углов. При отклонении в диагональном направлении яркость черного поля начинает резко возрастать уже при 20° отклонения от перпендикуляра к экрану. Если сидеть не очень далеко от экрана, то черное поле по углам будет заметно светлее, чем в центре (оставаясь примерно нейтрально-серым по оттенку). Однако яркость черного поля при отклонении от перпендикуляра к экрану возрастает всего до примерно 0,45% от максимальной яркости белого поля и только при большом отклонении. Для матрицы типа IPS это очень хороший результат. Контрастность в диапазоне углов ±82° приближается к отметке 10:1 только при отклонении по диагонали, но все равно остается выше этого значения.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Стабильность цветов приемлемая, это является одним из главных достоинств матрицы типа IPS.

Выводы

Thunderobot Silver Wing LF27F165L — это игровой монитор высокого класса. К его особенностям относятся большой экран с разрешением Full HD и сдержанный внешний вид. Есть поддержка частоты обновления до 165 Гц включительно, AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible. Монитор отлично подходит для любых, даже самых динамичных игр.

Достоинства:

  • Частота обновления до 165 Гц
  • Поддержка AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible
  • Низкая задержка вывода
  • Эффективный регулируемый разгон матрицы и функция повышения динамической четкости
  • Подстройка различимости градаций в тенях
  • Экранный прицел, таймер и счетчик частоты кадров
  • Удобная и регулируемая подставка
  • Отсутствие мерцания подсветки
  • Режим с низкой интенсивностью синей компоненты

Недостатки:

  • Значимых нет

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор монитора Thunderobot Silver Wing LF27F165L:

Справочник по ценам

26 февраля 2024 Г.