Обзор видеоускорителя Nvidia GeForce RTX 3060: защита от майнинга, надежда на доступность и снижение цен

Теоретическая часть: особенности архитектуры

Анонсы видеокарт семейства GeForce RTX 30 компании Nvidia активно проходили в прошлом году и не останавливаются в наступившем. Сегодня мы поговорим о долгожданной видеокарте GeForce RTX 3060 среднего ценового уровня, которая потенциально может стать бестселлером, да наверняка и станет им, но... постойте, да знаем мы, что ваши руки уже занесены над клавиатурой для того, чтобы начать строчить гневные комментарии о «виртуальных» видеокартах — или отсутствующих в магазинах, или продающихся штучно по завышенным вдвое ценам. Поверьте нам, мы не меньше вашего огорчены сложившейся ситуацией, в которой виновато множество факторов, начиная от нехватки полупроводниковых производственных мощностей (сколько там продвинутых фабрик осталось, которые могут предложить достаточно «тонкие» современные техпроцессы?) и заканчивая... да-да, теми самыми противными майнерами, для которых добыча криптовалют снова стала сверхвыгодной затеей.

Естественно, что в случаях, когда речь идет о сверхприбыльности, никаких морально-этических поступков и принципов от оптово-розничной цепочки ждать не приходится, при капитализме все преследуют одну и ту же цель получения максимальной прибыли, и очень большое число видеокарт, и так выпускающихся в ограниченных количествах из-за недостатка современных полупроводниковых производств, перекупается майнерами еще задолго до того, как они поступают в магазины. Производителей тоже понять можно: зачем им продавать карты игрокам поштучно и недорого, когда можно их сбыть майнерам оптом и дорого?

В итоге игрокам если что и достается с барского майнерского стола, то это совсем крохи, да и цены на видеокарты из-за этого выросли уже более чем вдвое. Вполне понятно, что большинство обычных пользователей разочаровано сложившейся ситуацией, они ждут каких-то ходов со стороны той же Nvidia, видеокарты серии GeForce RTX 30 которой особенно прибыльны в деле майнинга. И если во времена выпуска более дорогих решений калифорнийская компания занимала выжидательную позицию (а может быть, начала разрабатывать некий план), то с сегодняшним выходом на рынок модели GeForce RTX 3060 они сделали шаг к тому, чтобы улучшить доступность своих новых видеокарт.

Игроки давно жаждут того, чтобы компания вообще «запретила майнинг», но как это сделать, если это лишь одна из вычислительных задач, исполнение которых на GPU годами продвигает сама Nvidia! По сути, им пришлось даже в каком-то смысле наступить себе же на хвост, попытавшись хотя бы снизить привлекательность нового решения для майнеров. Что конкретно они сделали? Их (видимо, программно-аппаратная) защита способна отслеживать исполнение конкретного алгоритма Ethash — последней версии алгоритма Dagger-Hashimoto, используемого при майнинге второй по популярности криптовалюты Ethereum.

Но вторая по капитализации она в целом, а среди GPU-майнеров является явным лидером, и вполне естественно, что Nvidia обратила внимание именно на эту криптовалюту. Они не стали запрещать майнинг Ethereum вовсе, ведь тогда они могли бы нарваться и на судебные иски, но при определении работы алгоритма Ethash на GPU происходит урезание производительности вычислений примерно вдвое — только на GeForce RTX 3060, для чего в BIOS видеокарт и их драйверы был встроен определенный код, который, как уверяет Nvidia, обмануть или «сломать» не получится.

Так что же, победа наконец-то за игроками, и в магазинах RTX 3060 появится по рекомендованной производителем цене? Не все так просто. Во-первых, защите придется противостоять толпе майнеров и работающих вместе с ними хакеров, которые будут сурово пробовать «сломать» эту защиту. Там, где крутятся большие деньги, всегда есть и большие возможности. Во-вторых, на RTX 3060 ограничивается только добыча Ethereum, а сейчас существует много других криптовалют, которые выгодно майнить на GPU. Правда, некоторые из них также основаны на алгоритме Dagger-Hashimoto, и производительность будет снижаться и для них.

Но существуют и альтернативные валюты, вполне пригодные и выгодные для майнинга. Да, доходность их постоянно меняется, майнерам придется отслеживать самые выгодные и часто менять ПО для майнинга и используемые алгоритмы, что не очень удобно для крупных игроков с большими фермами, которые обычно просто настраивают майнинг Ethereum, а затем сотни GPU в фермах сутками работают с довольно предсказуемым доходом. Но для энтузиастов майнинга, которые все равно отслеживают несколько альтернативных валют, даже такой урезанный вариант вполне может привлечь, если получится достать RTX 3060 на выгодных условиях.

Так что помочь такая «защита против майнеров» конечно может, но лишь частично. Nvidia в любом случае должна была сделать хоть что-то, чтобы от нее не отвернулись простые геймеры, которые уже много месяцев не могут обновить свои видеокарты. Полагаем, что первые карты GeForce RTX 3060 к геймерам все равно вряд ли попадут в большом количестве, т.к. уже известно, что майнеры скупали их пачками еще до официального выхода на рынок. На просторах интернета даже появились первые «обзоры» RTX 3060 от майнеров, купивших карты в нерадивых, но предприимчивых магазинах и использовавших старые версии драйверов.

К слову, даже на старых драйверах скорость майнинга Ethereum на новой модели GPU урезана, так что это точно не простая программная защита в драйвере. Также отметим, что для ранее выпущенных карт защита не сработает, ведь все майнеры могут просто остаться на старых версиях драйверов, в которых нет никаких ограничений. В целом же, Nvidia этим ходом сообщила о своих намерениях делать подобные шаги и в дальнейшем, а не просто «задушила» конкретно майнинг на RTX 3060. Скорее всего, с их будущими продуктами так и будет в дальнейшем, особенно в случае рыночного успеха специализированных майнерских решений. Так что война грозит быть упорной с обеих сторон. Посмотрим, что получится в итоге, ну а мы продолжим привычный обзор игровой видеокарты GeForce RTX 3060.

Решения Nvidia, основанные на архитектуре Ampere, отличаются от видеокарт архитектуры Turing тем, что они обеспечивают заметно более высокую производительность — благодаря оптимизации и производству по более тонкому техпроцессу, игровые решения новой архитектуры примерно в полтора раза быстрее аналогичных Turing в традиционных задачах растеризации, и до двух раз быстрее при трассировке лучей. Мы уже рассмотрели несколько видеокарт архитектуры Ampere, основанных на разных модификациях чипов GA102 и GA104, но всегда нужны еще более доступные варианты — вроде модели RTX 3060, основанной уже на новом чипе GA106, имеющем меньшее количество всех исполнительных блоков.

Этот GPU поддерживает все особенности и технологии старших чипов, и модель RTX 3060 ничем не отличается от RTX 3090 по возможностям, ну разве что в старшей применяется быстрая и дорогая память типа GDDR6X, не особо важная для решений из среднего ценового диапазона, да и слишком дорого она пока что обходится. Похоже, что GeForce RTX 3060 — отличный вариант для апгрейда всех обладателей некогда весьма популярных решений, вроде GTX 960 и GTX 1060, которые распространились среди геймеров больше остальных моделей. Но если GTX 1060 был типичным представителем GPU среднего уровня, дающего поиграть в разрешении Full HD при 60 FPS, то RTX 3060 не просто делает то же самое уже в современных играх, но еще и дает возможность прикоснуться к миру прекрасного в виде аппаратной трассировки лучей, пусть и в сравнительно простых вариантах и с обязательным применением DLSS.

Основой рассматриваемой сегодня модели видеокарты стал новый графический процессор архитектуры Ampere, слабо отличающийся по особенностям от предыдущих GPU, так что будет полезно сначала узнать и о них. Также, архитектура Ampere имеет достаточно много общего с предыдущими архитектурами Turing и Volta, и перед прочтением материала можно ознакомиться и с нашими предыдущими статьями:

Графический ускоритель GeForce RTX 3060
Кодовое имя чипа GA106
Технология производства 8 нм (Samsung «8N Nvidia Custom Process»)
Количество транзисторов 12,0 млрд
Площадь ядра 276 мм²
Архитектура унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др.
Аппаратная поддержка DirectX DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2
Шина памяти 192-битная: 6 независимых 32-битных контроллеров памяти с поддержкой памяти типа GDDR6
Частота графического процессора до 1777 МГц
Вычислительные блоки 28 потоковых мультипроцессоров (из 30 в полном чипе), включающих 3584 CUDA-ядер (из 3840 ядер) для целочисленных расчетов INT32 и вычислений с плавающей запятой FP16/FP32/FP64
Тензорные блоки 112 тензорных ядра (из 120) для матричных вычислений INT4/INT8/FP16/FP32/BF16/TF32
Блоки трассировки лучей 28 RT-ядер (из 30) для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH
Блоки текстурирования 112 блока (из 120) текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов
Блоки растровых операций (ROP) 6 широких блоков ROP на 48 пикселей с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра
Поддержка мониторов поддержка HDMI 2.1 и DisplayPort 1.4a (со сжатием DSC 1.2a)
Спецификации референсной видеокарты GeForce RTX 3060
Частота ядра до 1777 МГц
Количество универсальных процессоров 3584
Количество текстурных блоков 112
Количество блоков блендинга 48
Эффективная частота памяти 15 ГГц
Тип памяти GDDR6
Шина памяти 192-бит
Объем памяти 12 ГБ
Пропускная способность памяти 360 ГБ/с
Вычислительная производительность (FP32) до 12,7 терафлопс
Теоретическая максимальная скорость закраски 85 гигапикселей/с
Теоретическая скорость выборки текстур 199 гигатекселей/с
Шина PCI Express 4.0
Разъемы по выбору производителя
Энергопотребление до 170 Вт
Дополнительное питание один 8-контактный разъем
Число слотов, занимаемых в системном корпусе 2
Рекомендуемая цена $329 (31 990 рублей)

Имя новой среднеценовой модели из поколения RTX 30 соответствует принципу наименования решений компании, она занимает нижнее положение в линейке, под RTX 3060 Ti. Рекомендованная цена GeForce RTX 3060 составляет $329, или 31 990 рублей, что немногим ниже, чем у RTX 3060 Ti ($399 и 39 990 рублей соответственно). Впрочем, в нынешней ситуации практического отсутствия любых мощных видеокарт в свободной продаже эти суммы не имеют ничего общего с реальностью, к сожалению. На нашем рынке можно ожидать цен порядка 75-85 тысяч рублей, и то если повезет. Тем более, что новинка стала самой доступной среди всех Ampere и она явно получит массовый интерес со стороны геймеров. Надеемся, что не майнеров, о чем мы уже написали в начале материала.

Пока что на рынке у RTX 3060 нет конкурентов со стороны соперничающей компании AMD, если не считать модели предыдущего поколения Radeon RX 5700 (XT), которые имеют смысл разве что для майнинга, так как производительность в этой задаче у RX 6800 (XT) ушла вперед не слишком далеко. А для игровых применений у Ampere есть явные преимущества, включая трассировку лучей и поддержку новых технологий, вроде HDMI 2.1. Компания AMD готовит прямого конкурента для новинки в виде предполагаемых карт RX 6700 (XT), но их выхода придется еще немного подождать.

Интересно, что потребление энергии у RTX 3060 хоть и несколько ниже, чем у старшей сестры RTX 3060 Ti, но разница не так уж велика — 170 Вт против 200 Вт. Предполагаем, что разница в производительности может быть выше. Зато у младшей модели на чипе GA106 есть преимущество по объему видеопамяти — 12 ГБ против 8 ГБ у RTX 3060 Ti. Не факт, что для GPU этого уровня производительности это так уж важно, но со временем может понадобиться даже в играх, не говоря уже о профессиональном ПО для создания цифрового контента (правда, кто будет покупать для этого младшую модель линейки?).

В отличие от более мощных сородичей, у GeForce RTX 3060 не будет варианта Founders Edition самой Nvidia. Для менее мощных GPU они обычно не делают своих FE-карт, да и претензий к нехватке видеокарт на рынке компании и без этого хватает. А вот партнеры компании, производящие видеокарты, сразу выпустили решения собственного дизайна, включая разогнанные варианты и/или имеющие довольно массивную систему охлаждения с тремя вентиляторами — как будто перед нами вовсе не сравнительно бюджетное решение!

Обычно мы пишем, что видеокарты рассмотренной модели должны появиться в продаже в течение нескольких дней со времени выхода обзора, но сейчас остается только надеяться на это вместе с вами. Недостаточные объемы производства чипов и карт, огромный спрос на них со стороны и геймеров и майнеров привел к дефициту всех видеокарт, а особенно — семейства GeForce RTX 30, так что мы не возьмемся утверждать что-либо о доступности даже с минимальной точностью. Новинку точно придется хорошо поискать в продаже, и уж тем более нужно будет постараться найти ее по не слишком высокой цене.

Архитектурные особенности

Графический процессор GA106, используемый в GeForce RTX 3060, произведен на фабрике Samsung с применением того же техпроцесса 8 нм, что и для старших чипов. Новый GPU содержит 12 миллиардов транзисторов, что не сильно-то больше, чем у TU106, имеющего 10,8 миллиардов транзисторов, на котором основана модель GeForce RTX 2060. Уже один этот факт настраивает на то, что урезания в GA106 могут быть несколько больше ожидаемых нами. Площадь кристалла GA106, применяемого в новинке — 276 мм², что гораздо меньше, чем 445 мм² у TU106, но эта разница обусловлена сменой техпроцесса, в основном.

Как и все графические процессоры компании Nvidia, чип GA106 состоит из укрупненных кластеров Graphics Processing Cluster (GPC), которые включают несколько кластеров текстурной обработки Texture Processing Cluster (TPC), содержащих потоковые процессоры Streaming Multiprocessor (SM), блоки растеризации Raster Operator (ROP) и контроллеры памяти. Полный чип GA106, схему которого мы видим ниже, содержит три кластера GPC и 30 мультипроцессоров SM — по 10 штук на каждый кластер, а не по 8, как в GA104. GPC содержит по пять TPC (в GA104 было по четыре), состоящих из пары SM и движка PolyMorph Engine для работы с геометрией.

Всего полная версия графического процессора GA106 содержит 3840 потоковых CUDA-ядер, 30 RT-ядер второго поколения и 120 тензорных ядер третьего поколения. Подсистема памяти нового GPU включает шесть 32-битных контроллеров памяти, что дает нам 192-бит в общем. Каждый 32-битный контроллер связан с разделом кэш-памяти второго уровня объемом в 512 КБ, так что общий объем L2-кэша получается равным 3 МБ. У GA104 его было 4 МБ — на треть больше, что может сказаться в части задач, вроде трассировки лучей, очень чувствительной к этому параметру.

Модель видеокарты GeForce RTX 3060 использует слегка урезанный по количеству блоков вариант чипа. Модификация получила 28 активных блоков SM — то есть, один TPC с парой мультипроцессоров SM отключен. Соответственно, отличается и количество остальных блоков, и такой GPU имеет 3584 CUDA-ядра, 112 тензорных ядер и 28 RT-ядер. Текстурных блоков в этой модификации 112 штук, а вот количество блоков ROP урезано до 48, в отличие от 96 в чипе GA104. Разница довольно велика для не так уж сильно отличающихся чипов по остальным параметрам — как бы скорость заполнения не стала одним из ограничителей производительности для GA106.

RTX 3060 имеет 12 ГБ старой доброй GDDR6-памяти, которая подключена по полной 192-битной шине, что дало 360 ГБ/с пропускной способности, что также заметно ниже, чем у решений на чипе GA104. А вот объем видеопамяти у нового решения выше из-за 192-битной шины — на нее можно поставить или 6 или 12 ГБ, и как минимум первые варианты карты будут иметь больший объем. Это больше, чем у RTX 3060 Ti и RTX 3070, но вряд ли это станет важным преимуществом для видеокарт такого уровня. Даже в 4K-разрешении при максимальных настройках игры до сих пор реально не требуют большего объема памяти, чем 8 ГБ. Хотя некоторые проекты, типа The Division 2 или последней части Call of Duty, могут занимать всю имеющуюся видеопамять, занимая ее всю ресурсами, но производительность видеокарт с меньшим объемом видеопамяти при этом не страдает.

Рассматривать в очередной раз все архитектурные улучшения Ampere мы не будем, все уже было написано в теоретическом материале по GeForce RTX 3080. Основным нововведением Ampere является удвоение FP32-производительности для каждого мультипроцессора SM, по сравнению с семейством Turing, что привело к значительному повышению пиковой производительности. Почти то же самое касается и RT-ядер — хотя их число и не изменилось, внутренние улучшения привели к удвоению темпа поиска пересечений лучей с геометрией. Улучшенные тензорные ядра хоть и не увеличили производительность при обычных условиях, но темп таких вычислений удвоился, а также появилась возможность удвоения скорости обработки так называемых разреженных матриц.

Архитектурные особенности игровых решений Ampere, включая изменения в мультипроцессорах SM, блоках ROP, системе кэширования и текстурирования, тензорных и RT-ядрах, были подробно рассмотрены нами в теоретическом обзоре RTX 3080. Все эти улучшения привели к достижению довольно высокой энергоэффективности, вся архитектура Ampere делалась с упором на это, включая доработанный техпроцесс Samsung, дизайн чипов и печатных плат, оптимизацию ПО и многое другое. Что получилось у Nvidia конкретно в случае RTX 3060 — мы узнаем в практических частях материала.

Добавим пару строк о поддержке стандарта вывода изображения HDMI 2.1 и аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1. Они поддерживаются всей серией GeForce RTX 30, включая RTX 3060. Разъемы стандарта HDMI 2.1 позволяют подключить устройства с 4K-разрешением и частотой обновления в 120 Гц или 8K с 60 Гц, а аппаратный декодер AV1 обеспечивает просмотр онлайн-видео в лучшем качестве, по сравнению с известными форматами, вроде H.264, HEVC и VP9.

Давайте еще кратко сравним некоторые теоретические показатели производительности GeForce RTX 3060 и RTX 2060 — это даст нам понимание того, насколько быстрее стало решение нового семейства по сравнению с аналогичной картой из предыдущего поколения. Заодно оценим теоретическую разницу по сравнению с RTX 3060 Ti и даже GTX 1060.

Если сравнивать RTX 3060 с RTX 2060 по теоретическим показателям, то новое решение имеет на 80% больше вычислительных CUDA-ядер — 3584 штук. Это дает RTX 3060 12,7 терафлопс шейдерной части, 24,9 терафлопс от RT-ядер и до 102 тензорных терафлопс (с учетом разреженности матриц) вычислительной мощи. Поэтому неудивительно, что GeForce RTX 3060 в играх почти на треть быстрее, чем GeForce RTX 2060 и почти достигает уровня производительности старшей модели RTX 2070.

Если сравнивать с еще более старой видеокартой GTX 1060, то Nvidia говорит о двукратной разнице в производительности. Также у новинки вдвое больше видеопамяти, что может быть полезно в будущих играх и приложениях по созданию цифрового контента, а скорость трассировки на ней в 10 раз выше, чем у GTX 1060, чип которой не имеет специализированных RT-ядер (а на RTX 3060 уже второе поколение таких ядер).

А насколько сильно RTX 3060 отстанет от RTX 3060 Ti? По всем основным показателям, таким как производительность математических вычислений, скорость текстурных выборок и пропускная способность памяти, новое решение на GA106 отстает от младшей видеокарты на основе урезанного GA104 примерно на 24%-27%, что было вполне ожидаемо. Но есть пара маленьких ложечек дегтя в виде скорости заполнения (филлрейт), которая у новинки более чем наполовину ниже, чем у RTX 3060 Ti, а также уменьшенного на треть объема L2-кэша. Мы обязательно проверим, как это скажется в синтетических и игровых тестах, но полагаем, что скорость рендеринга в некоторых из них может быть ниже не на четверть, а на 33%-40%.

Фирменные технологии

Как и другие решения линейки, GeForce RTX 3060 поддерживает такие интересные и полезные технологии Nvidia, как Reflex и Broadcast. Технология Nvidia Reflex служит для снижения задержек для соревновательных многопользовательских игр, ее включение помогает реагировать быстрее и целиться точнее. По результатам тестов, использование Reflex оптимизирует задержки вывода и помогает повысить точность стрельбы в многопользовательских играх.

Технология Reflex Low-Latency, встроенная в популярные киберспортивные игры, вроде Apex Legends, Call of Duty: Warzone, Destiny 2, Fortnite и Valorant, значительно снижает задержки. Причем, технология не является уникальной только для решений на базе архитектуры Ampere, а работает на всех видеокартах компании Nvidia, начиная с серии GeForce GTX 900. Собственно, у Nvidia уже есть целый набор технологий, предназначенных для снижения задержек и улучшения комфорта при игре, это Reflex, DLSS и G-Sync — все они работают в связке и обеспечивают максимальную плавность и точность.

Nvidia Reflex SDK интегрируется или уже встроен во все популярные киберспортивные игры. Применение Reflex SDK также позволяет повысить частоты GPU для быстрого расчета и вывода подготовленных кадров на экран чуть раньше обычного — в некоторых случаях, когда общая производительность ограничена скоростью центрального процессора. Эта возможность аналогична ранее известной функции «Prefer Maximum Performance», доступной из панели настроек драйверов Nvidia.

Наиболее заметное снижение задержек будет наблюдаться в сценариях, когда общее время рендеринга ограничено мощностью GPU, то есть в высоких разрешениях и при максимальных графических настройках, когда очереди рендеринга велики. GPU средней мощности получают приличное снижение задержек в Full HD-разрешении, даже по сравнению с технологией Nvidia Ultra Low Latency (NULL), а для мощных видеокарт типа RTX 30, технология Reflex позволяет насладиться высоким разрешением рендеринга без соответствующих потерь в отзывчивости, которые обычно наблюдаются при росте разрешения.

На диаграмме выше приведены замеры задержек на системе с Full HD-монитором с частотой обновления 144 Гц и видеокартой GeForce RTX 3060. Использовалась система на основе процессора Core i9-10900K и режим максимальных настроек. Как видите, включение технологии Reflex позволило существенно снизить системные задержки в некоторых случаях, что может обеспечить довольно существенное преимущество в сетевой игре.

Технология Nvidia Broadcast предназначена для улучшения потоковой передачи видеоданных. Все решения семейства GeForce RTX 30 имеют на борту аппаратный блок кодирования видео Nvidia Encoder, который постоянно улучшается, и в последней версии обеспечивает высокое качество картинки при максимальной производительности. А из необычных возможностей можно привести дополнительные фичи, вроде шумопонижения для звукового потока при стриминге, виртуальный «зеленый экран» и автокадрирование. Все это использует в работе выделенные тензорные ядра, ускоряющие работу искусственного интеллекта на GeForce RTX, именно поэтому все эти возможности и отлично работают в реальном времени с незначительным снижением общей производительности.

Ну и не забываем об ускорении приложений для создания цифрового контента при помощи платформы Nvidia Studio — это и специализированные драйверы, и SDK и поддержка GPU-ускорения в таких популярных приложениях, как Adobe Photoshop, Blender и Davinci Resolve. Вся серия GeForce RTX 30 обеспечивает более высокую скорость рендеринга и возможности искусственного интеллекта, равно как и уже упомянутый выше кодировщик видеоданных.

Особенности видеокарты Palit GeForce RTX 3060 StormX OC

Компания Palit Microsystems (торговая марка Palit) основана в 1988 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира — в Тайбэе/Тайвань, крупный центр по логистике — в Гонконге, второй офис (по продажам в Европе) — в Германии. Фабрики — в Китае. На рынке в России — с 1995 года (начинались продажи как безымянных продуктов, так называемых Noname, а под маркой Palit продукты начали идти только после 2000 года). В 2005 году компания приобрела торговую марку и ряд активов Gainward (после, по сути, банкротства одноименной компании), после чего был образован холдинг Palit Group. Был открыт еще один офис в Шеньжене, направленный на продажи в Китае.

Объект исследования: ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Palit GeForce RTX 3060 StormX OC 12 ГБ 192-битной GDDR6

Характеристики карты

Palit GeForce RTX 3060 StormX OC 12 ГБ 192-битной GDDR6
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU GeForce RTX 3060 (GA106)
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1320—1807(Boost)—1950(Max) 1320—1777(Boost)—1950(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 7500 (15000) 7500 (15000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 192
Число вычислительных блоков в GPU 28
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 3584
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 112
Число блоков растеризации (ROP) 48
Число блоков Ray Tracing 28
Число тензорных блоков 112
Размеры, мм 170×110×36 240×110×36
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2 2
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 173 170
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 30 30
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 10 10
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 35,0 29,5
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 2 1 (12-контактный)
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц)
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц)
Стоимость рекомендованная — 32 990 рублей, ожидаемая реальная на момент подготовки обзора — 75 000 рублей

Память

Карта имеет 12 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 6 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung (GDDR6, K4Z80325BC-HC16) рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 8000 (16000) МГц.

Особенности карты и сравнение с Nvidia GeForce RTX 3060 Ti Founders Edition

Palit GeForce RTX 3060 StormX OC 12 ГБ Nvidia GeForce RTX 3060 Ti Founders Edition 8 ГБ
вид спереди
вид сзади

Прежде всего бросается в глаза колоссальное различие GPU GA104 и GA106 по размерам. Конечно, не в два раза, но площади кристаллов отличаются раза в полтора как минимум. И при этом у GA106 в данной реализации еще отключены два SM-блока. То есть даже такой сильно ужатый кристалл сейчас работает не на полную мощь. Сравнение с более старшим собратом GeForce RTX 3060 Ti вполне оправданно, ибо мы видим, что у GeForce RTX 3060 разводка PCB имеет много схожего с GeForce RTX 3060 Ti, в частности очевидно присутствие 256-битной шины, которая урезана до 192 бит просто путем недокомплектации двумя микросхемами памяти, то есть потенциально на такой же печатной плате можно получить 16 ГБ памяти с шиной 256 бит.

Суммарное количество фаз питания у GeForce RTX 3060 Ti — 10, а у карты Palit — 7 (5 на ядро и 2 на микросхемы памяти). Однако мы видим пустые места под дополнительные фазы, и это дает нам представление о потенциальной 8-фазной схеме питания GPU, плюс 2 фазы на микросхемы памяти (полагаем, что все это может быть использовано в будущих ускоренных версиях типа GeForce RTX 3060 Super).

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. ШИМ-контроллер uP9512R (uPI Semiconductor) отвечает за работу фаз питания графического процессора.

А контроллер uP1666Q управляет двумя фазами питания микросхем памяти. Оба контроллера расположены на обороте печатной платы.

На лицевой стороне имеется uS5650Q (той же uPI), отвечающий за мониторинг.

За подсветку (хоть и весьма скромную) отвечает традиционно используемый компанией Palit контроллер Holtek HT50F52241.

В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае мосфеты схемы питания GPU NCP302045 (On Semiconductor) и мосфеты схемы питания памяти SM7342EKKP (Sinopower).

Коннектор питания — один, 8-контактный. Минус в том, что он расположен защелкой внутрь СО, то есть будет затруднительно нажать на замок на «хвосте» от БП, чтобы вынуть его, ибо гнездо находится сильно ниже верхней кромки радиатора охлаждения.

Компания Palit выпускает свою собственную программу для контроля и управления работой видеокарт — Thunder Master. Вот и данная карта легко распознается этой утилитой. Полагаю, что комментировать ее возможности нет нужды: имеется русскоязычный интерфейс, все интуитивно понятно.

Нагрев и охлаждение

Данная серия позиционируется у Palit как самая простая и дешевая. СО у этой карты соответствующая.

Основной пластинчатый радиатор имеет тепловые трубки, подведенные к подошве — теплосъемнику на GPU. Он же охлаждает микросхемы памяти, а для преобразователей питания VRM есть своя небольшая подошва. Учитывая компактные размеры кулера, он крепится к PCB с помощью уже широко известного «четырехлапого» амортизатора, помогающего равномерно распределять усилие прижима. Карта не имеет задней пластины.

Вентилятор один (∅100 мм), и видеокарта останавливает его в простое, при работе в 2D, если температура GPU опускается ниже примерно 50 градусов, а энергопотребление самого GPU — ниже 30 Вт. В следующем видеоролике в конце вентилятор все же останавливается (но ждать подчас приходится долго).

Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner:

После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 75 градусов, что является приемлемым результатом для такой компактной видеокарты, хотя от модели на не самом мощном GPU мы, может быть, вправе были ожидать лучшего охлаждения. Энергопотребление достигало 173 Вт.

Мы засняли и ускорили в 50 раз 9-минутный прогрев:

Максимальный нагрев наблюдался в районе преобразователей питания.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D температура была не выше 36 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось, поэтому шум сохранялся на прежнем уровне.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 75 °C. Вентилятор при этом раскручивался выше 1600 оборотов в минуту, шум вырастал до 35 дБА: это отчетливо слышно, почти громко. В видеоролике ниже заметно, как растет шум (шум фиксировался пару секунд через каждые 30 секунд).

С учетом того, насколько компактные размеры имеет данная карта, уровень шума приемлемый.

Подсветка

Управление подсветкой возложено на ту же утилиту Thunder Master.

Понятно, что у такой компактной карты, относящейся к самой бюджетной линейке производителя (в ней выпускаются карты на всех GPU семейства RTX 30), подсветки вообще могло не быть, однако в данном случае подсвечен логотип компании на торце. Выбор режимов невелик, однако это типично для Palit.

Комплект поставки и упаковка

Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя, ничего более не включает.

Тестирование: синтетические тесты

Конфигурация тестового стенда

  • Компьютер на базе процессора AMD Ryzen 9 5950X (Socket AM4):
    • Платформа:
      • процессор AMD Ryzen 9 5950X (разгон до 4,8 ГГц по всем ядрам);
      • ЖСО Cougar Helor 240;
      • системная плата Asus ROG Crosshair Dark Hero на чипсете AMD X570;
      • оперативная память Geil Evo X II (GEXSB416G84133C19DC) 32 ГБ (4×8) DDR4 (4133 МГц);
      • SSD Intel 760p NVMe 1 ТБ PCI-E;
      • жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA3;
      • блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum (1300 Вт);
      • корпус Thermaltake Level20 XT;
    • операционная система Windows 10 Pro 64-битная; DirectX 12 (v.20H2);
    • телевизор LG 55Nano956 (55″ 8K HDR, HDMI 2.1);
    • драйверы AMD версии 21.2.2;
    • драйверы Nvidia версии 461.40/461.64;
    • VSync отключен.

Синтетические тесты проводились в закрытом, хорошо продуваемом корпусе. Все видеокарты работали на стандартных частотах в нашем наборе синтетики, который продолжает постоянно меняться, добавляются новые тесты, а некоторые устаревшие постепенно убираются. Мы бы хотели добавить еще примеры с вычислениями, но с этим есть определенные сложности. Постараемся расширить и улучшить набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — напишите их в комментариях к статье или отправьте авторам.

Мы полностью отказались от ранее активно использовавшихся нами тестов RightMark3D, так как они устарели слишком сильно, и на столь мощных GPU или не запускаются вообще, или упираются в различные ограничители, не загружая работой блоки графического процессора и не показывая его истинную производительность. А вот синтетические Feature-тесты из набора 3DMark Vantage мы пока что оставили в полном составе, так как заменить их попросту нечем, хотя и они уже изрядно устарели.

Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько примеров, входящих в DirectX SDK и пакет SDK компании AMD (скомпилированные примеры применения D3D11 и D3D12), хотя и они тоже постепенно изживают себя, а также несколько разнообразных тестов для измерения производительности трассировки лучей, программной и аппаратной. В качестве полусинтетических тестов у нас также используется и несколько подтестов из популярного пакета 3DMark, включая Time Spy и другие.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • GeForce RTX 3060 со стандартными параметрами (RTX 3060)
  • GeForce RTX 3060 Ti со стандартными параметрами (RTX 3060 Ti)
  • GeForce RTX 3070 со стандартными параметрами (RTX 3070)
  • GeForce RTX 2080 Ti со стандартными параметрами (RTX 2080 Ti)
  • GeForce RTX 2080 Super со стандартными параметрами (RTX 2080 Super)
  • GeForce RTX 2070 Super со стандартными параметрами (RTX 2070 Super)
  • GeForce RTX 2060 Super со стандартными параметрами (RTX 2060 Super)
  • Radeon RX 6800 со стандартными параметрами (RX 6800)
  • Radeon RX 5700 XT со стандартными параметрами (RX 5700 XT)

Для анализа производительности новой видеокарты GeForce RTX 3060 мы выбрали большое количество видеокарт компании Nvidia из двух последних поколений. Для сравнения с прошлым поколением мы взяли RTX 2060/2070/2080 в версиях Super и RTX 2080 Ti — они будут выбираться в зависимости от результатов новинки. Также на диаграммах есть и результаты современных моделей RTX 3060 Ti и RTX 3070 более высокого уровня — чтобы определить, насколько медленнее них получилась младшая модель архитектуры Ampere.

Как мы писали, прямых соперников для GeForce RTX 3060 у компании AMD пока что не существует. Ждем выхода младших моделей Radeon RX 6700 (XT) архитектуры RDNA 2, а пока что сравниваем новинку Nvidia с тем, что у нас есть — с парой видеокарт: Radeon RX 6800 присутствует в качестве современного, но заметно более дорогого решения, а вот Radeon RX 5700 XT по цене близок к новинке, но наиболее производительный графический процессор архитектуры RDNA первого поколения явно уступает RTX 3060 по возможностям и энергоэффективности.

 
Тесты из 3DMark Vantage
 
Тесты Direct3D 11
 
Тесты Direct3D 12
 
Тесты трассировки лучей
 
Вычислительные тесты
 
Тесты DLSS
 
Тесты майнинга и криптографии

Тестирование: игровые тесты

Список инструментов тестирования

Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.11
  • Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
  • Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
  • Watch Dogs: Legion (Ubisoft/Ubisoft)
  • Control (505 Games/Remedy Entertainment)
  • Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
  • Resident Evil 3 (Capcom/Capcom)
  • Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Hitman III
 
Cyberpunk 2077
 
Death Stranding
 
Assassin’s Creed Valhalla
 
Watch Dogs: Legion
 
Control
 
Godfall
 
Resident Evil 3
 
Shadow of the Tomb Raider
 
Metro Exodus

Ниже приведены тесты с включением RT, а в ряде игр — и DLSS (только для GeForce).

Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Death Stranding, DLSS
 
Watch Dogs: Legion, RT
 
Watch Dogs: Legion, RT+DLSS
 
Control, RT
 
Control, RT+DLSS
 
Shadow of the Tomb Raider, RT
 
Metro Exodus, RT
 
Metro Exodus, RT+DLSS

Главное, что бросается в глаза, это, конечно, весьма приличный рост производительности в играх с трассировкой при совместном использовании с DLSS 2.0. Кстати, в играх, которые уже поддерживают эту технологию, DLSS включен по умолчанию, поэтому мы решили, что будет корректным сравнивать работу GeForce с DLSS с Radeon без аналогичной технологии (пока еще AMD не представила нечто схожее с DLSS). Разумеется, все игры с трассировкой и/или DLSS имеют аналогичные тесты без использования этих технологий, поэтому всегда можно сравнить работу Radeon и GeForce с полным общим знаменателем (без включения проприетарных технологий, влияющих на скорость).

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — GeForce GTX 1650 (то есть сочетание скорости и функций GeForce GTX 1650 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3060 и его конкуренты.

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
11 RTX 2070 Super 8 ГБ, 1770—1950/14000 470 52 90 000
13 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 420 56 75 000
14 RTX 2070 8 ГБ, 1710—1850/14000 410 46 90 000
15 RX 5700 XT 8 ГБ, 1755—1905/14000 400 41 97 000
16 RTX 2060 Super 8 ГБ, 1650—1950/14000 400 48 84 000
17 RX 5700 8 ГБ, 1625—1725/14000 360 40 90 000
18 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 340 41 82 000

Мы помним, что GeForce RTX 3060 Ti был чуть быстрее, чем GeForce RTX 2080 Super, и у него не было прямых конкурентов из стана AMD по ценовому позиционированию. А вот GeForce RTX 3060 оказался гораздо слабее своего тезки с суффиксом Ti. Мы отмечали эту разницу даже чисто по схеме чипа и размерам кристалла, и действительно, GeForce RTX 3060 продемонстрировал производительность на уровне GeForce RTX 2070, даже не GeForce RTX 2070 Super. Соответственно, он также чуть быстрее, чем GeForce RTX 2060 Super. А если вспомнить те старые добрые времена, когда цены на видеокарты находились в соответствии с их игровой производительностью и позиционированием, то в этом сегменте присутствовали Radeon RX 5700 XT и Radeon RX 5700. В итоге нынешний GeForce RTX 3060 напрямую конкурирует с Radeon RX 5700 XT (сравнение цен по понятным причинам выносим за скобки), немного обгоняя последний.

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT

Рейтинг составлен по 4 тестам с применением технологии трассировки лучей и/или DLSS. На сегодня RT поддерживается ускорителями серий Nvidia GeForce RTX и AMD Radeon RX 6000. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в группе — GeForce RTX 2060 (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2060 приняты за 100%).

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
08 RX 6800 16 ГБ, 1815—2271/16000 190 17 110 000
11 RTX 2070 Super 8 ГБ, 1770—1950/14000 160 18 90 000
12 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 140 19 75 000
13 RTX 2070 8 ГБ, 1710—1850/14000 140 16 90 000
14 RTX 2060 Super 8 ГБ, 1650—1950/14000 130 15 84 000
15 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 100 12 82 000

Видеокарты AMD до Radeon RX 6000 здесь по очевидным причинам отсутствуют, а в этом семействе достаточно дешевой (сегодня это слово звучит издевательски по отношению к видеокартам) модели для конкуренции с GeForce RTX 3060 нет. Сравнение с Radeon RX 6800 показало, что несмотря на драматическое падение скорости у этого ускорителя в играх с трассировкой лучей, Radeon RX 6800 все-таки не опускается ниже уровня GeForce RTX 3070. GeForce RTX 3060 здесь полностью повторяет производительность более старшей модели из предыдущего поколения — GeForce RTX 2070 (и немного опережает GeForce RTX 2060 Super).

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на конец февраля 2021 года.

Внимание! Ввиду очередного массового обострения «майнинговой болезни» из продажи пропали не только видеокарты последнего поколения, но и многие их предшественники. Цены стали чисто спекулятивными и меняются кардинально почти каждый день. Из-за этого расчет рейтингов полезности стал бессмысленным, мы приводим эти рейтинги просто по традиции, но при сложившейся ситуации на рынке выводы на их основе делать нельзя.

  1. Вариант рейтинга полезности без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — GeForce GTX 1650 (то есть сочетание скорости и функций GeForce GTX 1650 приняты за 100%). В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3060 и его конкуренты.

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
12 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 56 420 75 000
14 RTX 2070 Super 8 ГБ, 1770—1950/14000 52 470 90 000
18 RTX 2060 Super 8 ГБ, 1650—1950/14000 48 400 84 000
19 RTX 2070 8 ГБ, 1710—1850/14000 46 410 90 000
23 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 41 340 82 000
24 RX 5700 XT 8 ГБ, 1755—1905/14000 41 400 97 000
25 RX 5700 8 ГБ, 1625—1725/14000 40 360 90 000
  1. Вариант рейтинга полезности с включением RT

Рейтинг составлен по 4 тестам с применением технологии трассировки лучей и/или DLSS. На сегодня RT поддерживается ускорителями серии Nvidia GeForce RTX и AMD Radeon RX 6000. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в группе — GeForce RTX 2060 (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2060 приняты за 100%).

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
06 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 19 140 75 000
08 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 18 220 119 500
09 RTX 2070 Super 8 ГБ, 1770—1950/14000 18 160 90 000
11 RX 6800 16 ГБ, 1815—2271/16000 17 190 110 000
13 RTX 2070 8 ГБ, 1710—1850/14000 16 140 90 000
14 RTX 2060 Super 8 ГБ, 1650—1950/14000 15 130 84 000
15 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 12 100 82 000

Выводы

Изучая Nvidia GeForce RTX 3060 Ti, мы убедились, что он позволяет играть в разрешении 2.5К с хорошей скоростью при сочетании RT c DLSS. Без включения RT ускоритель GeForce RTX 3060 Ti мог в ряде игр предложить неплохую играбельность даже в разрешении 4К при максимальных настройках графики.

А вот Nvidia GeForce RTX 3060 — ускоритель скорее для разрешения Full HD. Понятно, что в каких-то играх возможностей нового ускорителя хватит и для 2.5К. С учетом того, что ранее для подобных разрешений хватало объема памяти в 8 ГБ, нынешние 12 ГБ у GeForce RTX 3060 — явно маркетинговый ход. По идее, ускорителям такого уровня достаточно и 6 ГБ. Почему этот середняк получил больше памяти, чем даже топовый GeForce RTX 3080 — непонятно. Вероятно, это предвестие выхода серии Super/Ti/Ultra, где объем памяти у топовых карт вырастет в 2 раза (ну, кроме GeForce RTX 3090), и тогда GeForce RTX 3060 с 12 ГБ будет смотреться логично.

Как и в случаях с более старшими ускорителями новой серии, GeForce RTX 3060 реализует в играх все преимущества технологии трассировки лучей в сочетании с DLSS. И в том же разрешении Full HD производительность GeForce RTX 3060 при включении RT+DLSS является более чем достаточной. Да и без DLSS во многих играх с RT новинка показывает приличную скорость. GeForce RTX 3060 является прямым конкурентом ускорителю Radeon RX 5700 XT и прошлым GeForce RTX 2070 и GeForce RTX 2060 Super (напомним, что вскоре у AMD выходят новые решения для этой ниши в виде Radeon RX 6700/6700 XT). Также можно наглядно видеть, что между GeForce RTX 3060 Ti и GeForce RTX 3060 заложен приличный разрыв в производительности, который может быть использован в будущем для выпуска очередного промежуточного решения.

Что касается конкретной протестированной видеокарты Palit GeForce RTX 3060 StormX OC (8 ГБ), то перед нами, по сути, самый простой вариант GeForce RTX 3060, предназначенный для компактных системных блоков. Карта не только короткая, но и занимает всего два слота в системном блоке. Конечно же, как у многих подобных моделей, работа карты Palit сопровождается заметным шумом системы охлаждения при максимальной загрузке.

GeForce RTX 3060, как и все семейство GeForce RTX 30, предлагает интересные решения Nvidia, о которых мы уже неоднократно говорили: поддержка стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение при 120 Гц или картинку в 8K при помощи одного кабеля, аппаратное декодирование видеоданных в формате AV1, технология RTX IO, способная в будущем обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технология снижения задержек Reflex, полезная для киберспортсменов.

Следует особо упомянуть разрекламированное Nvidia ограничение GeForce RTX 3060 в майнинге криптовалют с помощью самого популярного GPU-алгоритма, на котором базируется тот же Ethereum (частные майнеры, скупившие все видеокарты, в основном его и «копают»). Да, ограничение есть и работает, но трудно сказать, как долго продержится эта защита. Кроме того, новые карты могут использовать для добычи других криптовалют. Мы, геймеры, очень надеемся, что защита выдержит и охладит пыл майнеров, и в дальнейшем будут выходить игровые видеокарты с аналогичной защитой, а для майнеров будут выпускаться свои решения.

В заключение еще раз констатируем: GeForce RTX 3060 отлично подходит для игры в разрешении Full HD, при этом с RT и (обязательно!) с DLSS новый ускоритель способен обеспечить приемлемый комфорт в играх в таком разрешении при максимальном качестве графики. Многие же игры без трассировки лучей эта видеокарта потянет с максимальным качеством графики даже в 2.5K. Для этих целей также имеется отличный помощник в лице DLSS 2.0 (если говорить об играх, поддерживающих данную технологию).

Благодарим компанию Palit
и лично Алексея Чебатко
за предоставленную на тестирование видеокарту

Для тестового стенда:
процессор AMD Ryzen 9 5950X предоставлен компанией AMD
материнская плата ROG Crosshair Dark Hero предоставлена компанией Asus

25 февраля 2021 Г.