Обзор 45-дюймового изогнутого игрового OLED-монитора LG UltraGear OLED 45GR95QE-B с разрешением 3440×1440

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Производитель LG
Название модели, ссылка LG UltraGear OLED 45GR95QE-B
Тип матрицы OLED — матрица из органических светоизлучающих диодов (тип — W-OLED+C/F)
Диагональ 113 см (44,5 дюйма), изогнутый экран с радиусом кривизны 800 мм
Отношение сторон 21:9
Разрешение 3440×1440 пикселей
Шаг пикселей 84 PPI
Яркость 200 кд/м² (стандартная), 1000 кд/м² (пиковая)
Контрастность 1 500 000 : 1 (стандартная)
Углы обзора 178° (гор.) и 178° (верт.) до контраста ≥ 10:1
Время отклика 0,03 мс (от серого к серому — GTG)
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд, 10 бит на цвет
Интерфейсы
  • видео/аудиовход HDMI, версия 2.1, 2 шт.
  • видео/аудиовход DisplayPort, версия 1.4
  • вход на концентратор и др. функции, USB 3.0, гнездо типа B
  • выход концентратора USB, версия 3.0, тип А, 2 шт.
  • выход на гарнитуру, гнездо 3,5 мм миниджек на четыре контакта
  • цифровой оптический аудиовыход (Toslink)
Совместимые видеосигналы
Акустическая система отсутствует
Особенности
  • изогнутая поверхность экрана с радиусом кривизны 800 мм
  • условно безрамочный экран
  • поддержка HDR10
  • заводская калибровка и поддержка аппаратной калибровки
  • цветовой охват 98,5% пространства DCI-P3 (CIE 1976)
  • функции «картинка-в-картинке» и «картинка рядом с картинкой»
  • поддержка HDCP 2.3
  • отсутствие мерцания и режим с низкой интенсивностью синей компоненты
  • антибликовый экран
  • поддержка технологий AMD FreeSync Premium, VRR и Nvidia G-Sync Compatible (48—240 Гц)
  • игровые функции: игровые режимы, увеличение/уменьшение яркости в тенях, экранный прицел, счетчик кадровой частоты
  • поддержка DTS Headphone:X
  • декоративная подсветка на задней панели
  • подставка: поворот вправо-влево 10°, наклон 5° вперед и 15° назад, подъем 0—110 мм, поворот по и против часовой стрелки ±3°
  • быстросъемная подставка
  • разъем для кенсингтонского замка
  • 100×100 мм площадка VESA для настенного монтажа
  • ПО OnScreen Control для организации окон и настройки монитора
  • поддержка ПО Dual controller
  • гарантия 24 месяца
Размеры (Ш×В×Г) 993×(538—648)×363 мм с подставкой
993×457×218 мм без подставки
Масса 10,9 кг с подставкой, 8,6 кг без подставки
Потребляемая мощность максимум 160 Вт, типично 129 Вт, менее 0,5 Вт в режиме ожидания
Напряжение питания (внешнего БП) 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой)
  • монитор
  • комплект подставки: основание и стойка
  • блок питания (100—240 В, 50/60 Гц на 19,5 В/10,8 A; кабель 1,5 м)
  • кабель питания (евровилка), 1,5 м
  • кабель DisplayPort, 1,8 м
  • кабель USB (3.0), вилка типа A на вилку типа B, 1,8 м
  • кабельный фиксатор
  • ИК-пульт ДУ и элемент питания CR2025
  • отвертка
  • руководство пользователя
  • краткое руководство пользователя
  • гарантийный талон
  • отчет о калибровке
  • дополнительная документация
Розничные предложения

Внешний вид

Монитор выполнен в цветовом решении, которое производитель называет «Фиолетовый серый». Мы охарактеризуем его как темно-темно-серо-синий. Внешняя поверхность панелей и элементов конструкции, выполненных из различных материалов, местами просто полуматовая, местами полуматовая с серебристыми вкраплениями, местами глянцевая.

Плоскость экрана сильно изогнута по цилиндру (с заявленным радиусом кривизны 800 мм) так, что правый и левый край выдвинуты вперед. По отражению в экране видно, что изгиб более-менее равномерный на большей площади, его радиус порядка паспортного, и только по краям в вертикальной области всего около 3 см экран скорее плоский. Фронтальная поверхность экрана монолитная черная полуматовая (зеркальность отчасти присутствует), по периметру она ограничена узкой окантовкой из алюминиевого профиля. Выведя изображение на экран, можно увидеть, что между внешними границами экрана и собственно областью отображения есть неширокие поля (примерно по 9 мм сверху и по бокам и порядка 12 мм снизу). Специального антибликового покрытия (фильтра) нет.

Задняя панель в узкой ее части (где толщина экрана равна порядка 8 мм), то есть сверху и по бокам, изготовлена из алюминиевого сплава, что придает экрану достаточную жесткость, несмотря на толщину. Сзади по центру горизонтально в нижней части блок экрана значительно утолщается и прикрыт в этом месте пластиковым кожухом. Этот кожух немного выступает вниз за пределы окантовки матрицы. Фронтальная часть этого выступа прикрыта пластиковой пленкой с глянцевой поверхностью.

Спереди по центру выступа есть окошко, за которым находится ИК-приемник сигналов с пульта ДУ, а на нижнем торце расположены единственная кнопка, с помощью которой можно включать-выключать монитор и очень ограничено им управлять, один из RGB-светодиодов подсветки, разъем для подключения гарнитуры разъем для кенсингтонского замка.

На пластиковом кожухе блока экрана сверху и снизу есть вентиляционные решетки, а по бокам — вставки из прозрачного пластика, подсвечиваемые RGB-светодиодами.

Подсветка, видимо, не поделена на независимо управляемые зоны, так как светодиод на нижнем торце и вставки сзади светятся везде одним цветом. В меню можно выбрать, каким именно цветом, или включить режим медленной циклической смены цвета.

Разъем питания и большинство интерфейсных разъемов размещены в неглубокой нише на задней панели и ориентированы назад. Подключаться к этим разъемам удобно. На стойке подставки можно закрепить специальный фиксатор, и с его помощью прижать к стойке отходящие от разъемов кабели.

Чтобы выдержать вес монитора, несущие детали подставки изготовлены из алюминиевого сплава и стали. На штатной подставке монитор стоит устойчиво. Конструкция подставки достаточно жесткая. Накладки из упругого пластика снизу на основании подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях. Между широко расставленными опорами подставки близко к монитору можно поместить даже полноразмерную клавиатуру. Штатная подставка позволяет немного наклонить блок экрана вперед, отклонить назад, приподнять-опустить и повернуть вправо-влево.

Дополнительно блок экрана можно поворачивать по и против часовой стрелки на небольшой угол, что может пригодится для горизонтального выравнивания.

Стойка имеет фиксированную высоту. Шарнир с крепежной площадкой перемещается по алюминиевым хорошо смазанным направляющим, а в качестве подшипника используются вставки из пластика с малым коэффициентом трения. При этом пружинный механизм компенсирует вес блока экрана. Подставка на блок экрана крепится на защелках одним движением, а отсоединяется также просто, при удерживании кнопки фиксатора. Подставку можно отсоединить (или не подсоединять изначально) и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне с отверстиями по углам квадрата со стороной 100 мм (но нужно проверить кронштейн на совместимость).

Монитор нам достался упакованным в большую лаконично оформленную коробку из гофрированного картона. Внутри коробки для распределения и защиты содержимого используются пенопластовые вставки. Переносить упакованный в коробку монитор придется вдвоем, ухватившись за прорезные ручки на коротких гранях.

Коммутация

Монитор оснащен тремя цифровыми входами: DisplayPort в полноразмерном варианте и двумя HDMI. Выбор входа осуществляется в основном меню установок или в меню быстрого доступа. Есть отключаемая функция автоматического поиска сигнала на входах. Также во время работы от одного источника при обнаружении сигнала на другом входе монитор может выводить сообщение с предложением переключиться на появившийся источник.

Кроме видеосигнала, входы способны принимать цифровые аудиосигналы, которые выводятся после преобразования в аналоговый вид через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках с чувствительностью 92 дБ был большой запас по громкости. Качество звука в наушниках хорошее — звук достаточно чистый, воспроизводится широкий диапазон частот, в паузах шума не слышно. Есть режим имитации объемного звучания DTS Headphone:X.

К монитору допустимо подключать и гарнитуры, при этом для работы микрофона монитор нужно подключить к ПК по USB. В качестве альтернативы вывод звука может осуществляться через цифровой оптический аудиовыход (Toslink).

Есть встроенный концентратор USB (3.0) на два порта.

К монитору прилагается комплект кабелей (и довольно длинных).

Блок питания внешний. В этом есть как свои плюсы (легкая замена в случае выхода из строя), так и минусы (он может мешаться).

Меню, локализация и управление

При включении монитора раздается негромкий звуковой сигнал (его можно отключить в настройках). Индикатор питания отсутствует. Единственная кнопка на самом мониторе имеет очень ограниченную функциональность, предполагается, что пользователь в основном будет использовать ИК-пульт ДУ.

Учитывая размер экрана и то, что пользователь с большой вероятностью будет находиться дальше, чем на расстоянии вытянутой руки от экрана, такой способ управления будет востребован. Корпус пульта изготовлен из черного пластика с матовой поверхностью. Работает пульт от одного элемента питания типа CR2025.

Ряд функций или опций доступны непосредственно при нажатии на кнопку пульта, а на две кнопки можно назначить одну из функций из списка.

Отдельной кнопкой вызывается меню с функциями ухода за панелью OLED.

Все другие настройки находятся в главном меню. Навигация по меню удобная, списки зациклены. При настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых корректировок.

Меню довольно крупное, его читаемость хорошая (для масштаба: белое поле — это вся область отображения).

Есть русская версия экранного меню. Кириллический шрифт меню ровный, надписи читаемые. Качество перевода на русский язык хорошее.

Из дополнительных возможностей присутствуют две «геймерские» функции: вывод в центре экрана прицела выбранной формы и цвета или счетчика частоты кадров в одном из углов, но одновременно выводится только что-то одно.

Присутствует функция выключения монитора или только экрана после отсутствия активности в течение определенного времени.

Комплект напечатанной документации включает в себя краткое и полное руководства пользователя, отчет о калибровке, гарантийный талон и еще несколько вспомогательных документов.

Поддерживается фирменная программа OnScreen Control, которая помогает распределять окна программ на рабочем столе, позволяет настраивать монитор с компьютера, в том числе она может привязать профиль изображения к выбранному активному приложению, а также отвечает за обновление микропрограммы монитора.

Также есть возможность установить и использовать программу Dual Controller. С ее помощью двумя компьютерами, находящимися в одной сети, можно управлять одним комплектом мыши и клавиатуры, и легко копировать файлы с одного ПК на другой, при этом вывод изображения от обоих ПК может быть на один монитор в режиме PBP или на два разных. В этот раз работу данной программы мы не проверяли.

Изображение

Есть несколько предустановленных профилей (список Режим игры) с заданными значениями настроек изображения. В ряде профилей часть настроек изменить нельзя.

В случае сигнала HDR недоступны ряд профилей и настроек. Настроек, регулирующих яркостный и цветовой баланс, кроме типичных, не так уж и много.

Несколько режимов геометрической трансформации позволят выбрать подходящий для данного случая.

Присутствует функция двойного изображения картинка-в-картинке (PIP) и картинка-рядом-с-картинкой (PBP). В режиме PIP выбирается положение дополнительного окна в одном из четырех углов, его размер из двух возможных (вывод пиксель в пиксель для дополнительного окна в режимах 1280×720 и 720×480 пикселей) и источник звука (вход для основного или для дополнительного окна). В режиме PBP при разделении экрана на две части по горизонтали можно получить два изображения с разрешением 1720×1440 пикселей с выводом точка в точку и с заполнением всей области отображения от двух независимых источников с частотой обновления 120 Гц максимум.

В случае DisplayPort и профессиональной видеокарты поддерживается работа в режиме 10 бит на цвет, вывод на экран монитора происходит также в режиме 10 бит на цвет. Данный тест мы проводим с помощью видеокарты Nvidia Quadro K600 и программы NEC Display Solutions 10 bit Color Depth Demo. Этот тест показывает, можно ли в программах, таких как Adobe Photoshop и Adobe Premier Pro, использующих OpenGL, получить в случае профессиональных видеокарт типа Nvidia Quadro, AMD FirePro или AMD Radeon Pro вывод на монитор с 10-битным представлением цвета. Впрочем, как минимум для видеокарты Nvidia GeForce RTX 3060 Ti и свежих драйверов вывод в режиме 10 бит на цвет поддерживается в случае бытовой видеокарты (разумеется, если для свойств видеосигнала выбрано 10 или 12 бит на цвет).

При подключении к компьютеру по DisplayPort или по HDMI поддерживается разрешение до 3440×1440 при 240 Гц кадровой частоты в режиме до 12 бит включительно на цвет на вход и без потери цветовой четкости.

В данном мониторе реализована поддержка технологии FreeSync по входам DisplayPort и HDMI. Диапазон поддерживаемых частот, который указывается на панели настроек видеокарты, равен 48—240 Гц для режимов с кадровой частотой 240 Гц. Для визуальной оценки мы использовали описанную в указанной статье тестовую утилиту. Включение FreeSync позволило получить изображение с плавным движением в кадре и без разрывов. С видеокартами Nvidia этот монитор поддерживает G-Sync в режиме G-Sync Compatible, также по входам DisplayPort и HDMI. В утилите G-Sync Pendulum Demo режим G-Sync включается, плавность без разрывов присутствует (в случае DisplayPort стабильность, вроде бы, получше).

Бросающегося в глаза «кристаллического» эффекта нет, но некоторая вариация яркости и оттенка в масштабе пикселей при перемещении глаз присутствует. Матовость поверхности матрицы позволяет работать с комфортом в случае типичного варианта расположения монитора (на столе), пользователя (на стуле перед монитором) и светильников (на потолке) в помещении, однако что-то очень светлое, находящееся перед монитором, или тем более светильники на черных полях дают небольшую засветку.

Под Windows 11/10 вывод в режиме HDR на данный монитор возможен при выборе соответствующей опции в настройках дисплея. Для тестирования вывода в режиме HDR мы решили воспользоваться официальной программой DisplayHDR test tool, которой предлагает пользоваться организация VESA для проверки соответствия устройств отображения критериям сертификатов. Результат очень хороший. Специальный тестовый градиент показал наличие 10-битного вывода. Отметим, что в случае 8-битного сигнала используется смешение цветов с помощью видеокарты, а в случае 10/12-битного сигнала все оттенки формирует сам монитор. Во втором случае результат чуть хуже. На очень темных участках, если присмотреться вплотную к экрану, виден слабоконтрастный статичный и динамичный шум на уровне отдельных пикселей. Цветовой охват широкий и близок к DCI-P3, поэтому цвета контента HDR близки к ожидаемым. Общие впечатления от просмотра HDR-контента великолепные. Удивляет абсолютно черный цвет в сочетании с высокой яркостью как больших, так и точечных объектов без каких-либо артефактов в виде ореолов или странного изменения яркости. Исключением является случай вывода очень светлого изображения во весь экран, когда общая яркость заметно снижается, но при просмотре обычного, а не тестового контента этого практически никогда не случается. На 10% белого яркость устанавливается на значении порядка 640 кд/м², а на белом поле во весь экран — 140 кд/м² с кратковременной пиковой яркостью до примерно 280 кд/м² при переключении с черного поля на белое.

Микрофотографии матрицы

OLED в большинстве современных массово выпускаемых мониторах и телевизорах отличается от типичных реализаций OLED в мобильных устройствах. Главное отличие заключается в том, что каждый субпиксель имеет свой независимо управляемый OLED-источник белого света, а красный, зеленый и синий цвета формируются с помощью светофильтров, размещенных перед этими источниками. Дополнительно для снижения энергозатрат и повышения яркости каждая триада красного, зеленого и синего субпикселя дополнена белым субпикселем, то есть субпикселем без светофильтра. Данная реализация получила название W-OLED+C/F (W — white (белый) и C/F — color filter (светофильтр)). Тогда как в большинстве OLED-экранов мобильных устройств каждый субпиксель изначально излучает свой цвет и светофильтры отсутствуют (RGB OLED). Отметим, что, несмотря на белый субпиксель, W-OLED+C/F может иметь меньшую эффективность, чем RGB OLED, так как светофильтры отфильтровывают большую часть спектра излучения, то есть превращают ее в бесполезное тепло. Схема ниже поясняет устройство W-OLED+C/F:

Несмотря на различия в технологиях, W-OLED+C/F все равно имеет те же основные преимущества, а это, прежде всего, возможность получить абсолютно черный цвет на площади одного пикселя независимо от состояния других пикселей, при этом матрицы с W-OLED+C/F проще и дешевле в производстве.

Так выглядят пиксели матрицы при не очень большом увеличении в случае вывода различных цветов:

Белый
Красный
Зеленый
Синий
Голубой
Пурпурный
Желтый

Видно, что светофильтры нанесены вертикальными полосками, как и в случае типичной ЖК-матрицы. При этом белый цвет в случае данного сочетания настроек формируется с участием синего субпикселя. Заметим, что из-за особенностей расположения субпикселей и формирования оттенков желтые объекты с четкими границами на белом фоне слева имеют выраженную красную кайму, а справа — зеленую. Также могут быть артефакты при отображении текста, если используется ClearType. Впрочем, ClearType можно отключить, или использовать альтернативные технологии для отрисовки шрифтов. Отметим, что обычный черный текст на белом фоне (или наоборот) без ClearType отображается без артефактов.

Изображение структуры пикселей из-за полуматовой поверхности слегка размыто. Фотографии при большем увеличении:

Белый
Поверхность

Фокусировка на поверхности экрана (фото справа выше) выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие собственно за матовые свойства. Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей (масштаб этих двух фотографий одинаковый), поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.

Многие потенциальные покупатели мониторов и телевизоров матрицами OLED опасаются эффекта выгорания — неустранимого остаточного изображения. Однако по факту в случае разнообразного контента без статичных участков выгорания OLED не происходит. Этому также способствуют различные функции, предотвращающие эффект выгорания. В данном мониторе их несколько.

Измерение яркостных характеристик и энергопотребления

Измерения яркости, цветовой температуры и ΔE на белом поле во весь экран проводились в 25 точках, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Замерять яркость черного поля и вычислять контрастность в данном случае бесполезно, так как при правильных настройках черное поле совсем и абсолютно черное.

Параметр Среднее Отклонение
мин. макс.
Яркость 200 кд/м² 180 210
Цветовая температура 8980 8730 9480
ΔE 0,47 0,0 1,1

Равномерность всех трех параметров очень хорошая. Визуально на белом поле не видно вариации яркости и цветового тона по площади.

С изменением площади белого максимальная яркость также может меняться, при этом характер зависимости яркости от площади белого участка зависит как минимум от выбранного профиля, настроек изображения и от текущего режима — SDR или HDR. Например, в режиме Игрок 1 и сигнала SDR яркость от 1% до 100% площади белого сохраняется на уровне 190 кд/м². Тогда как в случае профиля Яркий и сигнала SDR зависимость яркости от площади белого имеет следующий вид (дополнительно по вертикальной оси отложена потребляемая мощность):

Видно, что пиковая яркость достигает порядка 400 кд/м², и она держится до 30% площади белого, но с дальнейшим ростом площади белого яркость плавно снижается и достигает величины порядка 140 кд/м². В случае реального контента (кино, игры, фотографии) условная площадь белого или светлота сцены в большинстве случаев достаточно низкая, чтобы яркость изображения оставалась высокой и картинка не выглядела тусклой даже в условиях ярко освещенного помещения.

При переключении с темного изображения на светлое и в случае сигнала HDR есть динамическое изменение яркости. Для примера приведем график изменения яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) в случае перехода между черным и белым полями во весь экран:

Такое управление яркостью позволяет в динамичных сценах реалистично передавать, например, вспышки во весь экран. В случае сигнала SDR динамическое изменение яркости практически отсутствует.

На любом уровне яркости видимое мерцание отсутствует, его не выявляет и тест на стробоскопический эффект. Регистрация зависимости яркости от времени при различных уровнях яркости выявила модуляцию яркости с очень высоким коэффициентом заполнения, что и объясняет отсутствие мерцания. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки Яркость в случае белого поля на 10% от площади экрана.

Диапазон регулировки яркости широкий. Например, в случае профиля Яркий на белом поле площадью 10% от площади экрана (остальная площадь залита черным) при Яркость = 100 яркость составляет порядка 400 кд/м², а при Яркость = 0 она снижается до 30 кд/м². Это позволяет с комфортом играть, работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. Отметим, что при сильном снижении яркости чуть хуже отображаются самые темные оттенки (появляется незначительный завал в тенях и слегка заметнее статичный шум), но большого влияния на качество изображения это не оказывает.

В режиме ожидания и в условно выключенном состоянии монитор потребляет порядка 0,5 Вт.

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика очень мало, так как состояние пикселей меняется практически мгновенно. На фронтах переходов, как правило, нет выраженных ступенек, а значит, и артефакты в виде шлейфов, тянущихся за двигающимися объектами, исключены. Для примера приведем график изменения яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) в случае переходов между черным и белым и обратно:

Измеренное время включения в данном случае равно 0,04 мс, а выключения — 0,07 мс. Разумеется, такой скорости матрицы достаточно даже для очень динамичных игр.

Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки (скорость движения 960 пиксель/с для частоты обновления 240 Гц), выдержка 1/15 с.

Четкость изображения высокая.

Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 240 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 4 пикселя. Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/240 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на 4 пикселя:

Видно, что четкость изображения такая же, что и в случае идеальной матрицы.

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран (напомним, что она зависит от особенностей работы ОС Windows и видеокарты, а не только от монитора). Задержка вывода изображения при 240 Гц равна 4 мс. Это очень низкое значение задержки, она абсолютно не ощущается при работе за ПК и даже в самых динамичных играх не приведет к снижению результативности.

Оценка качества цветопередачи

Реальная гамма-кривая зависит от выбранного профиля в списке Гамма (значения показателей аппроксимирующей функции приведены в скобках в подписях, там же — коэффициент детерминации):

Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при выборе Режим 2, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при этом значении. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Рост прироста яркости не очень равномерный, но каждый следующий оттенок серого значимо ярче предыдущего, даже в самой темной области:

Аппроксимация (уже по 256 точкам) полученной гамма-кривой дала показатель 2,26, что немного выше стандартного значения 2,2, при этом реальная гамма-кривая немного отклоняется от аппроксимирующей степенной функции:

Различимость градаций в тенях можно улучшить или ухудшить, изменив значение настройки Стабилизатор черного. По факту ее нужно выставить на значение 70 и оставить. Так как при увеличении выше этого значения повышается уровень черного, а при снижении — появляется завал в тенях.

Для оценки качества цветопередачи мы использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Исходный цветовой охват гораздо шире sRGB (98,5% покрытие и 136,5% объема) и близок к DCI-P3 (92,3% покрытие и 96,7% объема):

В мониторе есть профиль sRGB, включение которого корректирует охват до границ соответствующего пространства:

Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) в случае исходного цветового охвата:

Видно, что компоненты, соответствующие основным цветам, хорошо разделены, что и позволяет получить широкий цветовой охват. В случае профиля sRGB охват уменьшается за счет перекрестного подмешивания компонент:

Участие белого субпикселя проявляется в частности в том, что спектр белого явно не является простой суммой спектров красного, зеленого и синего цветов. Отметим, что белый субпиксель позволяет легко смещать баланс яркости белых участков относительно цветных. Тем не менее, визуально дисбаланса яркости не наблюдается.

Желающие применять систему управления цветом (CMS) могут использовать цветовой профиль, созданный нами во время тестирования с помощью ПО DisplayCAL в случае профиля без коррекции.

В данном случае есть поддержка аппаратной калибровки с помощью ПО LG Calibration Studio.

Мы задали стандартные параметры — цветовая температура 6500 К, гамма 2,2, цветовой охват sRGB и максимальную яркость, — после чего выполнили калибровку с сохранением результатов в профиле Калибровка 1. В качестве альтернативы мы выбрали профиль sRGB в настройках монитора и подправили цветовой баланс настройками усиления трех цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профиля Калибровка 1 и при выборе профиля sRGB с коррекцией. Для сравнения также приводим результаты в случае профиля Игрок 1 без какой-либо коррекции:

Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Цветовой баланс в первых двух случаях хороший, так как цветовая температура близка к стандартным 6500 К, а ΔE ниже 10 единиц, что для потребительского (и игрового) устройства считается хорошим показателем. При этом оба параметра мало изменяются на различных участках шкалы серого, что улучшает визуальное восприятие цветового баланса. Впрочем, ΔE после ручной калибровки все же ниже. Однако с практической точки зрения и с учетом игрового предназначения монитора особой необходимости в какой-либо коррекции нет. Отметим, что, в отличие от ЖК-матриц коррекция цветового баланса в случае OLED не приводит к снижению контраста.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях. Яркость черного поля по понятным причинам не определялась, как и контрастность.

В данном случае из-за малого радиуса изгиба экрана результаты в случае горизонтального и диагонального отклонения недостоверны, так как не было компенсации сдвига области измерения при отклонении оси датчика. В случае вертикального отклонения влияния изогнутости экрана нет. При этом снижение яркости на 50% от максимального значения достигается только при более чем 80 градусов отклонения. Для сравнения: в случае типичного ЖК-монитора на матрице VA яркость падает вдвое уже примерно при 35°.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в отклонение ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Из графиков следует, что при взгляде под углом основные цвета и их светлые оттенки меняются несущественно. Визуально белое/серое поле даже при большом отклонении оттенок практически не меняет.

Выводы

Технология OLED, с помощью которой формируется изображение на экране данного монитора, позволяет получить картинку высочайшего качества с настоящим черным цветом, насыщенными яркими цветами, отличными углами обзора и без каких-либо артефактов в динамике. LG UltraGear OLED 45GR95QE-B — это игровой монитор самого высокого класса. У него большой экран с высоким разрешением, есть поддержка частоты обновления до 240 Гц включительно, AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible, ряда игровых функций, а также хорошая реализация HDR. Дополнительно монитор выделяет статичная или динамичная многоцветная подсветка. Монитор хорош для любых игр и, например, для просмотра кино, при этом изогнутый широкоформатный дисплей способствует лучшему погружению в происходящее на экране.

Достоинства:

  • Частота обновления до 240 Гц
  • Высокое качество изображения и хорошая поддержка HDR
  • Поддержка AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible
  • Низкая задержка вывода
  • Несколько игровых функций
  • Пульт ДУ в комплекте
  • Поддержка 10-битного представления цвета
  • Три видеовхода
  • Режимы картинка-рядом-с-картинкой и картинка-в-картинке
  • Двухпортовый концентратор USB (3.0)
  • Удобная регулируемая подставка и фиксатор для кабелей
  • Хорошее качество выхода на наушники

Недостатки:

  • Значимых нет

За функциональное оснащение, а также за внешний вид и подсветку монитор LG UltraGear OLED 45GR95QE-B получает от редакции iXBT.com награду за оригинальный дизайн:

Справочник по ценам

30 января 2024 Г.