Обзор видеокарты Gigabyte Radeon RX 6800 XT Gaming OC 16G (16 ГБ)

Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Gigabyte Radeon RX 6800 XT Gaming OC 16G 16 ГБ 256-битной GDDR6.

Кратко о главном

В начале всех обзоров серийных видеокарт мы обновляем свои знания о производительности семейства, к которому относится ускоритель, и его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.

Как мы говорили ранее, Nvidia GeForce RTX 3080 уже позволяет комфортно играть в 4К при максимальных настройках графики. Если не брать во внимание игры с использованием трассировки лучей, то Radeon RX 6800 XT находится почти на уровне соперника, так что он точно так же отлично подходит для разрешений уровня 4К. Видеокарта Gigabyte в этом плане чуть производительнее референсной карты. Однако еще раз отмечу, что все вышесказанное справедливо, только если не «нажимать на поперечную кнопку!!» (из криков депутатов на ранних съездах), то есть не включать трассировку лучей (RT). В противном случае производительность Radeon 6800 XT может упасть до уровня GeForce RTX 3060 Ti.

Характеристики карты

Компания Gigabyte Technology (торговая марка Gigabyte) основана в 1986 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. Изначально создавалась как группа разработчиков и исследователей. В 2004 году на базе компании был образован холдинг Gigabyte, в который вошли Gigabyte Technology (разработка и производство видеокарт и материнских плат для ПК); Gigabyte Communications (производство коммуникаторов и смартфонов под маркой GSmart (с 2006 г.).

Gigabyte Radeon RX 6800 XT Gaming OC 16G 16 ГБ 256-битной GDDR6
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU Radeon RX 6800 XT (Navi 21)
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц OC Mode: 2285(Boost)—2465(Max)
Silent Mode: 1890(Boost)—1927(Max)
2250(Boost)—2401(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 4000 (16000) 4000 (16000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 256
Число вычислительных блоков в GPU 72
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 64
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 4608
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 288
Число блоков растеризации (ROP) 128
Число блоков Ray Tracing 72
Число тензорных блоков
Размеры, мм 285×120×60 270×110×55
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 3 3
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 264 269
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 25 25
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 4 4
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА (OC Mode/Silent Mode) 34,4/27,1 31,7
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 2×HDMI 2.1, 2×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 2×DisplayPort 1.4a,
1×USB Type-C (USB 3.2 Gen2)
Поддержка многопроцессорной работы нет данных
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4 (включая вывод через USB Type-C
Питание: 8-контактные разъемы 2 2
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Розничные предложения карты Gigabyte

Память

Карта имеет 16 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung (GDDR6, K4Z80325BC-HC16) рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 4000 (16000) МГц.

Особенности карты и сравнение с референсной AMD Radeon RX 6800 XT 16 ГБ

Gigabyte Radeon RX 6800 XT Gaming OC 16G (16 ГБ) AMD Radeon RX 6800 XT (16 ГБ)
вид спереди
вид сзади

Суммарное количество фаз питания у референс-карты Radeon RX 6800 XT — 15. У карты Gigabyte — ровно столько же, однако распределение фаз иное.

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Посмотрим, кто за что отвечает. В принципе, все просто: весьма дорогой 16-фазный ШИМ-контроллер XDPE132G5D (Infineon) управляет 13 фазами питания GPU (сам контроллер расположен на оборотной стороне PCB).

Также на оборотной стороны платы расположен и ШИМ-контроллер IR35217 (International Rectifier, которая сейчас также входит в состав Infineon). Он управляет двумя фазами питания микросхем памяти.

В преобразователе питания, традиционно для всех современных видеокарт, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае TDA21472 (все того же IR/Infineon).

Сама печатная плата очень сложная, имеет 14 слоев, включая 4 медных слоя. А вот по видеовыходам есть новшества. Во-первых, анонсированный в референс-продукте вывод USB Type-C в данном случае не используется, и мы видим лишь привычные HDMI/DP. Во-вторых, количество разъемов HDMI и DP — по 2, а не общепринятый уже набор 1 HDMI + 3 DP.

Управление подсветкой отдано контроллеру Holtek HT32F52342 (он же осуществляет и мониторинг).

Карта имеет двойной BIOS, что уже традиционно для многих решений Gigabyte. На торце карты есть переключатель, в разных версиях BIOS (они названы OC mode и Silent mode — разогнанный и тихий режимы соответственно) заданы разные кривые работы вентиляторов.

Штатная частота памяти у карты Gigabyte равна референсному значению. Частота работы ядра в режиме OC mode повышена в Boost-режиме крайне мало, лишь на 1,5% относительно референсной величины, однако максимальная частота выше референсного максимума уже на 2,7%, поэтому суммарно прирост производительности оказался около 2,5%. При ручном разгоне потребление можно поднять до 115%, и карта стабильно работала при разгоне по ядру до максимальных 2600 МГц, а память — до 17 ГГц. Это примерно на 8% выше референсных величин, что дало прирост производительности примерно в 6,5%.

Фирменная утилита Gigabyte Engine предоставляет возможность ручного разгона.

Питание подается через два 8-контактных разъема.

Нагрев и охлаждение

Основой СО является весьма толстый пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, припаянными к подошве прямого контакта с GPU. Этот же радиатор служит охладителем и для микросхем памяти через термоинтерфейс. У компонентов преобразователей питания VRM есть свои небольшие подошвы охлаждения, прикрученные к основному радиатору. Задняя пластина выполнена из алюминия с электрозащитным покрытием и имеет двойное предназначение: служит элементом защиты PCB и через термоинтерфейс участвует в охлаждении PCB в районе GPU.

Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅95 мм c особым профилем лопастей, помогающим направлять воздушные потоки в нужную сторону.

Центральный вентилятор вращается в противоположную сторону относительно крайних, что обеспечивает некий «эффект шестеренок», помогая бороться с турбулентностью потока воздуха.

Остановка вентиляторов при малой нагрузке происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, затем еще до загрузки ОС выключаются. Затем снова включаются на несколько секунд до загрузки видеодрайвера, а после опроса рабочей температуры опять выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему. Вентиляторы выключаются в простое с любым вариантом BIOS.

Мониторинг температурного режима с помощью утилиты MSI Afterburner:

BIOS OC Mode:

После 6-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 74 градусов, что является нормальным результатом для видеокарт такого уровня. Максимальная мощность была зафиксирована на уровне 264 Вт, а максимальный нагрев наблюдался в центре PCB, и основным источником нагрева является графический процессор.

Ниже приведен 9-минутный нагрев карты, ускоренный в 50 раз.

При описанном ручном разгоне параметры работы карты особо не менялись, максимальное потребление выросло до 270 Вт.

BIOS Silent Mode

В этом режиме нагрев ядра был чуть выше — 75 °C, но вентиляторы вращались значительно медленнее (1270 оборотов в минуту).

Cледует особо отметить очень важный момент насчет «неких» датчиков, вещающих о нагреве около 100 и даже выше градусов. Эти датчики могут называться как Hot Spot, так и Junction.

Температура этих датчиков может резко отличаться от общепринятого показателя температуры нагрева GPU. Дело в том, что компания AMD устанавливает на своих процессорах несколько датчиков, и Hot Spot (Junction) означает максимальную точку нагрева графического ядра. Она может достигать 110°С, и это безопасно! Дело в том, что драйвер будет продолжать повышать частоты работы блоков GPU до того момента, пока датчик Hot Spot не подберется вплотную к этому значению, получив максимум того, что может данный кристалл графического процессора. Конечно же, конкретные экземпляры чипов, а также типы/виды СО, плюс загрузка GPU в той или иной игре (работа драйвера) будут влиять на возможности достижения максимума нагрева, а значит и максимума частот работы. Поэтому у разных карт эти значения могут отличаться, но, еще раз повторю: не надо бояться таких значений температур, GPU вполне нормально переносят такие режимы (предел нагрева кремния еще выше). Также по сети ходят слухи о том, что большое различие между максимальными значениями GPU temperature и Hot Spot temperature якобы свидетельствует о проблемах с графическим ядром (то ли его «переколбасило», то ли «плохо припаян»), конечно же это полная ерунда, вызывает только улыбку: чего только не напридумывают пользователи...

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В простое режимы OC Mode и Silent Mode совершенно не отличались: в 2D температура была не выше 36 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура в OC Mode достигала 74 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 1980 оборотов в минуту, шум вырастал до 34,4 дБА: это отчетливо слышно, почти громко, но еще не критично громко. В видеоролике ниже шум фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд.

В режиме Silent Mode температура достигала 75 °C. Вентиляторы при этом раскручивались только до 1270 оборотов в минуту, шум вырастал лишь до 27,1 дБА: это тихо. Но мы помним, что в этом режиме частота работы GPU понижалась относительно OC Mode.

Подсветка

Подсветка у карты представлена лишь на верхнем торце в виде логотипа компании — типично для видеокарт, выпускаемых под брендом Gigabyte.

Управление подсветкой реализовано с помощью фирменной программы Gigabyte — RGB Fusion.

Выбор режимов очень скудный. В целом, так скажем, ничего особенного в подсветке нет, она тут больше для галочки.

Комплект поставки и упаковка

Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя, ничего более не содержит.

Результаты тестирования

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Gears 5 (Xbox Game Studios/The Coalition)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED)
  • Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
  • Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
  • Watch Dogs: Legion (Ubisoft/Ubisoft)
  • Control (505 Games/Remedy Entertainment)
  • Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
  • Resident Evil 3 (Capcom/Capcom)
  • Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей

 
Gears 5
 
Cyberpunk 2077
 
Death Stranding
 
Assassin’s Creed Valhalla
 
Watch Dogs: Legion
 
Control
 
Godfall
 
Resident Evil 3
 
Shadow of the Tomb Raider
 
Metro Exodus

Поскольку пока еще очень много игр без поддержки трассировки лучей (RT), а также на рынке огромное количество карт, которые данные технологии не поддерживают (в нашем списке — половина), то мы вынуждены для массового тестирования отключать трассировку лучей для получения адекватного сравнения всех карт. Но ниже приведены тесты с включением RT.

Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей

 
Watch Dogs: Legion, RT
 
Control, RT
 
Shadow of the Tomb Raider, RT
 
Metro Exodus, RT

Рейтинги

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 560 (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 560 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят Radeon RX 6800 XT и его конкуренты.

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
03 Gigabyte RX 6800 XT OC mode, разгон до 2600/17000 1240 129 96 000
04 Gigabyte RX 6800 XT OC mode, 2045—2465/16000 1220 127 96 000
05 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 1210 119 102 000
06 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2401/16000 1200 125 96 000
07 Gigabyte RX 6800 XT Silent mode, 1890—1927/15900 1170 122 96 000

Если Radeon RX 6800 XT в лице референс-карты в среднем чуть-чуть отстает от GeForce RTX 3080, то небольшой фабричный разгон карты Gigabyte дает ей возможность формально стать лидером группы в режиме OC Mode (режим Silent Mode выдает в среднем производительность чуть ниже, чем у референсной Radeon RX 6800 XT).

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT

Рейтинг составлен по 4 тестам с применением технологии трассировки лучей (без Nvidia DLSS!). На сегодня она поддерживается ускорителями серии Nvidia GeForce RTX и AMD Radeon RX 6000. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — GeForce RTX 2070 Super (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2070 Super приняты за 100%).

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
02 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 200 20 102 000
03 RTX 3070 8 ГБ, 1725—1950/14000 150 19 80 000
06 Gigabyte RX 6800 XT OC mode, разгон до 2600/17000 130 14 96 000
07 Gigabyte RX 6800 XT OC mode, 2045—2465/16000 130 14 96 000
08 Gigabyte RX 6800 XT Silent mode, 1890—1927/15900 130 14 96 000
09 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 130 14 96 000

Мы уже знаем, что при включении RT производительность Radeon RX 6800 XT падает намного сильнее, нежели у GeForce RTX 3080, поэтому референс Radeon RX 6800 XT оказался на последнем месте в группе. Карта Gigabyte — чуть выше за счет разгона, однако даже до GeForce RTX 3070 она не дотягивает. Для подобных игр пока предпочтительнее ускоритель Nvidia.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Учитывая возможности флагманских карт и их явную нацеленность на использование в высоких разрешениях, приводим рейтинг только для разрешения 4К (поэтому цифры в рейтинге iXBT.com иные). Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на середину января 2021 года.

Внимание! Ввиду очередного массового обострения «майнинговой болезни» из продажи пропали не только видеокарты последнего поколения, но и многие их предшественники. Цены стали чисто спекулятивными и меняются кардинально почти каждый день. Из-за этого расчет рейтингов полезности стал бессмысленным, мы приводим эти рейтинги просто по традиции, но при сложившейся ситуации на рынке выводы на их основе делать нельзя.

  1. Вариант рейтинга полезности без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 560 (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 560 приняты за 100%). В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3070 и его конкуренты.

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 Gigabyte RX 6800 XT OC mode, разгон до 2600/17000 277 2663 96 000
02 Gigabyte RX 6800 XT OC mode, 2045—2465/16000 272 2615 96 000
04 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2401/16000 266 2555 96 000
05 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 260 2652 102 000
06 Gigabyte RX 6800 XT Silent mode, 1890—1927/15900 258 2481 96 000
  1. Вариант рейтинга полезности с включением RT

Рейтинг составлен по 4 тестам с применением технологии трассировки лучей (без Nvidia DLSS!). На сегодня она поддерживается ускорителями серии Nvidia GeForce RTX и AMD Radeon RX 6000. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — GeForce RTX 2070 (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2070 приняты за 100%).

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 RTX 3080 10 ГБ, 1710—1965/19000 20 209 102 000
10 Gigabyte RX 6800 XT OC mode, разгон до 2600/17000 14 131 96 000
11 Gigabyte RX 6800 XT OC mode, 2045—2465/16000 14 131 96 000
12 RX 6800 XT 16 ГБ, 2015—2422/16000 13 128 96 000
13 Gigabyte RX 6800 XT Silent mode, 1890—1927/15900 13 127 96 000

Выводы

Gigabyte Radeon RX 6800 XT Gaming OC 16G (16 ГБ) — отличный соперник флагманскому решению Nvidia GeForce RTX 3080 для игр без трассировки лучей: в целом эти карты на одном уровне, Radeon RX 6800 XT даже чуть впереди. Карта Gigabyte имеет толстую СО и занимает 3 слота в системном блоке, но зато кулер не очень шумный, и имеется возможность переключить его работу в более тихий режим (незначительно пожертвовав производительностью).

У карты превосходная система питания, а ручной разгон дает неплохой результат — до 6%-7% прироста производительности. Также система питания гарантирует высокую стабильность работы.

А вот если говорить про игры с трассировкой лучей, то здесь пока у семейства Radeon RX 6000 все печально: Radeon RX 6800 XT выступает в лучшем случае на уровне GeForce RTX 3060 Ti и подходит для игры с максимальным качеством графики лишь в разрешении 2.5К. Если же трассировка лучей в игре не предусмотрена, то Radeon RX 6800 XT легко потянет максимальное качество графики в разрешении 4К.

Напомним и о сопутствующих семейству Radeon RX 6000 новых технологиях AMD, включая поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение с 120 FPS или 8K при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, технологию Smart Access Memory, способную обеспечить небольшой прирост производительности при совместной работе новых ускорителей с процессорами Ryzen 5000, а также с процессорами Intel Core 10-го поколения на ряде материнских плат. Еще стоит отметить технологию снижения задержек Radeon Anti-Lag, полезную для киберспортсменов.

Прискорбно, но очередной майнинговый бум лишил геймеров возможности купить такие видеокарты, из-за чего оживились спекулянты, и ценники невероятно выросли.

Справочные материалы:

Благодарим компанию Gigabyte Russia
и лично Марию Ушакову
за предоставленную на тестирование видеокарту

Для тестового стенда:
блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum предоставлен компанией Seasonic

Справочник по ценам

23 января 2021 Г.