Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Gigabyte GeForce RTX 4080 Eagle 16G 16 ГБ 256-битной GDDR6X
Кратко о главном
Мы продолжаем изучать серийно выпускаемые видеокарты на базе процессоров последнего поколения от Nvidia — RTX 40. После череды материалов по средне- и малобюджетным продуктам мы возвращается к одному из топовых GPU — RTX 4080.
И сегодня у нас на рассмотрении одна из самых дешевых на сегодня видеокарт на его основе, выпускаемая компанией Gigabyte.
В целом с точки зрения оснащения карты надежной системой охлаждения — ничего не ухудшено или удешевлено. Лишь подсветка очень скромная, частоты почти равны референсным аналогам, да и... все.
Перейдем к исследованию самой карты. Уже традиционно в начале статей мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из семи градаций.
Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):
Современные топовые видеокарты настолько быстры, что даже в разрешении 4K во многих играх общая производительность ограничивается уже не видеокартой, а чаще всего возможностями центрального процессора. Что касается карты RTX 4080, то она занимает вторую-третью позиции и прекрасно справляется с любым из представленных выше разрешений при условии игры с максимальными настройками графики (но без RT и/или DLSS/FSR/XeSS).
Игры с использованием трассировки лучей и DLSS/FSR/XeSS:
Конечно же, мы знаем, что включение RT снижает производительность, однако реализованные уже практически во всех играх с трассировкой лучей технологии масштабирования Nvidia DLSS, AMD FSR и Intel XeSS сильно помогают компенсировать падение скорости от использования RT. Так что, в итоге предыдущие выводы остаются в силе.
Характеристики карты
Компания Gigabyte Technology (торговая марка Gigabyte) основана в 1986 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. Изначально создавалась как группа разработчиков и исследователей. В 2004 году на базе компании был образован холдинг Gigabyte, в который вошли Gigabyte Technology (разработка и производство видеокарт и материнских плат для ПК); Gigabyte Communications (производство коммуникаторов и смартфонов под маркой GSmart (с 2006 г.).
Gigabyte GeForce RTX 4080 Eagle 16G 16 ГБ 128-битной GDDR6 | |||
---|---|---|---|
Параметр | Значение | Номинальное значение (референс) | |
GPU | GeForce RTX 4080 (AD103) | ||
Интерфейс | PCI Express x16 4.0 | ||
Частота работы GPU (ROPs), МГц | BIOS OC: 2505(Boost)—2820(Max) BIOS Silent: 2505(Boost)—2805(Max) |
2505(Boost)—2725(Max) | |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 2800 (22400) | 2800 (22400) | |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 256 | ||
Число вычислительных блоков в GPU | 76 | ||
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 128 | ||
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 9728 | ||
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 304 | ||
Число блоков растеризации (ROP) | 112 | ||
Число блоков Ray Tracing | 76 | ||
Число тензорных блоков | 304 | ||
Размеры, мм | 342×150×70 | 310×130×70 | |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 4 | 4 | |
Цвет текстолита | черный | черный | |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт (BIOS OC/BIOS Silent) | 320/320 | 350 | |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 40 | 40 | |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 11 | 11 | |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА (BIOS OC/BIOS Silent) | 36,2/31,6 | 32,0 | |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 | 18,0 | |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 | 18,0 | |
Видеовыходы | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a | |
Поддержка многопроцессорной работы | нет | ||
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 | 4 | |
Питание: 8-контактные разъемы | 0 | 0 | |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 | 0 | |
Питание: 16-контактные разъемы | 1 | 1 | |
Вес карты с комплектом поставки (брутто), кг | 2,75 | 3,0 | |
Вес карты чистый (нетто), кг | 1,86 | 2,2 | |
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц | ||
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц | ||
Стоимость карты Gigabyte | самое дешевое предложение на маркетплейсе Озон на момент подготовки обзора — 97 500 руб. |
Память
Карта имеет 16 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K512M32KPA-24 / D8BZF) рассчитаны на номинальную частоту работы в 3000 (24000) МГц.
Особенности карты и сравнение с Gigabyte GeForce RTX 4080 Gaming OC 16G (16 ГБ)
Gigabyte GeForce RTX 4080 Eagle 16G (16 ГБ) | Gigabyte GeForce RTX 4080 Gaming OC 16G (16 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Для сравнения я взял видеокарту от того же производителя, которая идет как бы рангом выше из серии Gaming. Очевидно, что PCB у них общая. Полагаю, что и у топового продукта под суббрендом Aorus печатная плата точно такая же. Разница по сути только в комплектации фазами питания графического процессора.
Ядро имеет маркировку AD103-301, дата выпуска — 48-я неделя 2022 года.
Суммарное количество фаз питания у карты Gigabyte GeForce RTX 4080 Gaming OC 16G (16 ГБ) — 21, а у нашей карты — 17.
При этом распределение фаз такое: у Gigabyte GeForce RTX 4080 Eagle 16G — 14 фаз на ядро и 3 на микросхемы памяти, у карты Gigabyte GeForce RTX 4080 Gaming OC 16G (16 ГБ) — 18 + 3.
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Все контроллеры расположены на оборотной стороне PCB. Фазами питания ядра управляет ШИМ-контроллер uP9512R (максимум 8—12 фаз в зависимости от модификации).
Очевидно, что 14 фаз питания ядра работают по параллельной схеме.
Трехфазной схемой питания микросхем памяти заведует другой ШИМ-контроллер той же компании uPI Semi — uP9529Q (до 3 фаз).
В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае AOZ5311 (Alpha&Omega Semiconductor), каждая из которых рассчитана максимально на 55 А.
Также на тыльной стороне карты имеется контроллер uS5650Q (uPI Semi), который отвечает за мониторинг карты (отслеживание напряжений и температуры).
Управление подсветкой традиционно возложено на контроллер Holtek.
Карта имеет два режима работы, они заложены в двух вариантах BIOS, которые переключаются с помощью переключателя на верхнем торце карты: OC и Silent. Разница между режимами заключается, по сути, только в оборотах вентиляторов, а предел энергопотребления для обеих версий BIOS заложен в 350 Вт.
Штатные частоты памяти и Boost-значение частоты работы ядра равны референсным значениям. Максимумы частот ядра в обеих версиях BIOS выше, чем у референс-карты на 3,4%, однако из-за лимита по потреблению реальный прирост производительности в играх относительно референс-аналогов составил не выше 1,2%.
Энергопотребление карты Gigabyte в тестах в обеих версиях BIOS доходило до 320 Вт (пиковые значения в режиме BIOS OC — 375 Вт и 333 Вт в режиме BIOS Silent).
Я попробовал ручной разгон при повышении лимита потребления до 117% и получил максимальные частоты 2925/24088 МГц, однако даже при таком повышенном лимите потребления прирост в играх в разрешении 4K в среднем составил всего 3,5% относительно референсных значений (драйвера Nvidia не позволяют сильно поднять реальный предел потребления). Энергопотребление карты почти не выросло.
Питание на карту Gigabyte подается через 16-контактный разъем питания стандарта PCIe 5.0.
В комплекте поставки карты имеется переходник на такой разъем с трех обычных 8-контактных (хорошо всем знакомых).
Отметим приличные габариты данной карты, особенно по толщине: около 7 см. В результате видеокарта занимает 4 слота в системном блоке.
RTX 4080, как и RTX 4090 (в отличие от RTX 3090/Ti) не обладает поддержкой мультиграфической конфигурации, то есть технологии SLI, и у карты нет специального разъема на верхнем торце.
Карта имеет стандартный набор видеовыходов: три DP 1.4a и один HDMI 2.1.
Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты Gigabyte Center, мы о ней уже ранее писали: программа предоставляет управление вентиляторами, частотами работы карты, напряжением ядра и слежение за состоянием карты (мониторинг).
Нагрев и охлаждение
Мы видим кулер, выполненный по концепции сквозного продува хвостовой части радиатора. Основой СО является огромный многосекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, распределяющими тепло по ребрам радиатора.
Трубки припаяны к огромному медному плато, скрывающему испарительную камеру. Микросхемы памяти охлаждаются с помощью этого же огромного теплосъемника (через термопрокладки). А для охлаждения преобразователей питания VRM имеются дополнительные подошвы на том же радиаторе.
Задняя пластина служит только элементом защиты PCB.
Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅100 мм, имеющими рифленые лопасти.
Стоит также отметить популярную технологию вращения центрального вентилятора в противоположную сторону, когда достигается «эффект шестеренок», снижающий турбулентность воздушного потока.
Остановка вентиляторов при малой нагрузке видеокарты происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти — ниже 80 градусов. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима
Режим BIOS OC:
После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 70 °C, а температура микросхем памяти — 56 °C, что является очень хорошим результатом для видеокарт такого уровня. Энергопотребление карты доходило до 320 Вт. Напомним, что безопасный предел нагрева памяти GDDR6X — 105 °C. Максимальная температура горячей точки GPU — 88 °C.
Максимум нагрева — около GPU и у разъема питания.
Мы засняли 9-минутный нагрев и ускорили в 50 раз.
При ручном разгоне (режим BIOS OC) при выставлении лимита потребления в 117% параметры нагрева и шума менялись мало. Несмотря на поднятие лимита потребления, драйвера Nvidia не позволяли потреблению особо подниматься выше 320 Вт, поэтому частоты работы GPU в игровых тестах поднимались редко выше 2895 МГц.
Режим BIOS Silent:
В этом случае максимальная температура ядра достигала 72 градусов, а микросхем памяти — 62 °C, что также является хорошим результатом для видеокарт такого уровня. Энергопотребление карты не изменилось — 320 Вт. Максимум температуры горячей точки GPU — 90 °C.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D в обоих режимах BIOS температура была не выше 38 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.
Режим BIOS OC:
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 70/56 °C (ядро/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 1725 оборотов в минуту, шум вырастал до 36,2 дБА: это громко, но еще терпимо. Аудиозапись шума — здесь.
Спектрограмма шума показывает, что раздражающих пиков в процессе исследования не было.
Режим BIOS Silent:
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 72/62 °C (ядро/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 1400 оборотов в минуту, шум вырастал лишь до 31,6 дБА: это отчетливо слышно, но не громко.
Подсветка
У карты лишь подсвечен логотип компании на верхнем торце. Управление традиционно осуществляется через утилиту Gigabyte Control Center.
Комплект поставки и упаковка
В комплекте поставки кроме традиционного краткого руководства пользователя имеются также разборная металлическая подставка-кронштейн под карту с набором крепежа и переходник питания.
Подставка не привычная уже в виде штатива, и даже не в виде ранее использовавшегося многими партнерами Nvidia кронштейна-подпорки под карту. Это тоже кронштейн, но крепится он к стенке корпуса либо за пределами материнской платы (в случае модели форм-фактора ATX), либо над ней (в случае форм-фактора E-ATX), используя прилагаемый набор крепежа.
Результаты тестирования, конфигурация
Результаты тестирования в 3D-играх
Список инструментов тестирования.Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Marvel’s Spider-Man Miles Morales (Insomniac Games/Sony Interactive)
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.61 (DLSS 3.0)
- God of War (Sony IE/Sony IE)
- Call of Duty: Modern Warfare II (Infinity Ward/Activision)
- Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eldos/Square Enix)
- The Medium (Bloober/Bloober)
- A Plague Tale: Requiem (Asobo Studio/Focus Entertainment)
- Hogwarts Legacy (Avalance Software/Warner Bros)
- Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)
- Atomic Heart (Mundfish/VK)
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR/XeSS в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160
Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей и DLSS/FSR/XeSS в разрешении 7680×4320 (8К)
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 30 регулярно исследуемым нами видеокартам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3060 и его конкуренты.
Рейтинг приведен для разрешения 4K.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 1224 | 129 | 95 000 |
03 | Gigabyte RTX 4080 Eagle, разгон до 2925/24088 | 1160 | 119 | 97 500 |
04 | Gigabyte RTX 4080 Eagle, 2505—2820/22400 | 1142 | 117 | 97 500 |
05 | RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 | 1117 | 115 | 97 000 |
06 | RX 7900 XT 20 ГБ, 2400—2900/20000 | 1059 | 125 | 85 000 |
07 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 963 | 82 | 117 000 |
09 | RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 | 901 | 113 | 80 000 |
10 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 | 817 | 86 | 95 000 |
В классических играх тишь да гладь: все логично согласно многочисленным тестам, проведенным не один раз: выигрывает Radeon RX 7900 XTX, который по цене почти равен RTX 4080 (чуть дешевле).
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT/DLSS/FSR/XeSS
Рейтинг составлен по 9 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS, AMD FSR или Intel XeSS. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%).
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | Gigabyte RTX 4080 Eagle, разгон до 2925/24088 | 1978 | 203 | 97 500 |
03 | Gigabyte RTX 4080 Eagle, 2505—2820/22400 | 1939 | 199 | 97 500 |
04 | RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 | 1900 | 196 | 97 000 |
05 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 1636 | 172 | 95 000 |
07 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 1488 | 127 | 117 000 |
08 | RX 7900 XT 20 ГБ, 2400—2900/20000 | 1429 | 168 | 85 000 |
09 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 | 1249 | 131 | 95 000 |
11 | RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 | 1156 | 145 | 80 000 |
Когда в дело вступает трассировка лучей, продукты AMD как-то сникают и прячутся за пределами призовых мест, и вот мы видим, что RX 7900 XTX весьма существенно уступает RTX 4080.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на август 2023 года.
Рейтинг приведен для разрешения 4K
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
08 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 129 | 1224 | 95 000 |
13 | RX 7900 XT 20 ГБ, 2400—2900/20000 | 125 | 1059 | 85 000 |
18 | Gigabyte RTX 4080 Eagle, разгон до 2925/24088 | 119 | 1160 | 97 500 |
21 | Gigabyte RTX 4080 Eagle, 2505—2820/22400 | 117 | 1142 | 97 500 |
22 | RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 | 115 | 1117 | 97 000 |
24 | RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 | 113 | 901 | 80 000 |
28 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 | 86 | 817 | 95 000 |
29 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 82 | 963 | 117 000 |
Radeon 7900 XTX сейчас чуть-чуть дешевле, а 7900 XT вообще сильно дешевле, чем RTX 4080, ну потому если брать только классические игры, что первые более выгодны.
- Вариант рейтинга полезности с включением RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
05 | Gigabyte RTX 4080 Eagle, разгон до 2925/24088 | 203 | 1978 | 97 500 |
09 | Gigabyte RTX 4080 Eagle, 2505—2820/22400 | 199 | 1939 | 97 500 |
11 | RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 | 196 | 1900 | 97 000 |
14 | RX 7900 XTX 24 ГБ, 2500—2990/20000 | 172 | 1636 | 95 000 |
18 | RX 7900 XT 20 ГБ, 2400—2900/20000 | 168 | 1429 | 85 000 |
25 | RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 | 145 | 1156 | 80 000 |
28 | RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 | 131 | 1249 | 95 000 |
29 | RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 | 127 | 1488 | 117 000 |
Но как только мы переходим к играм с RT и технологиями масштабирования, то RTX 4080, а конкретно карта Gigabyte, становятся лидерами в плане полезности приобретения (в своей ценовой группе).
Выводы
Gigabyte GeForce RTX 4080 Eagle 16G (16 ГБ) — очень крупный представитель флагманского ускорителя игрового класса последнего поколения. Видеокарта потребляет не более 320 Вт, но все же рекомендуется иметь хороший мощный блок питания. Система охлаждения умеренно шумная. Видеокарта снабжается кронштейном, с помощью которого ее хвостовая часть жестко крепится к корпусу ПК, избавляя от провисания тяжелой карты. Габариты этой модели составляют 34 см в длину и 15 см в высоту, а по ширине она занимает 4 слота в корпусе.
Карта Gigabyte имеет стандартный 16-контактный разъем питания версии PCIe 5.0. Несмотря на то, что в комплекте поставки имеется адаптер-переходник для подключения разъемов питания типа PCIe 2.0 (на 3 таких разъема), лучше все же использовать блоки питания стандарта ATX 3.0 с полноценной поддержкой питания стандарта PCIe 5.0 (с кабелем 12VHPWR). Имеющийся же переходник питания ни в коем случае нельзя изгибать непосредственно после 16-контактного разъема.
Производитель декларирует наличие 4-летней гарантии на эту карту (при регистрации покупки онлайн).
Отметим еще раз, что GeForce RTX 4080 отлично подходит для игры в разрешении 4K с максимальным качеством графики с трассировкой лучей даже без DLSS, а в ряде игр — и для разрешения 8К (но тут уже обязательна нужна поддержка DLSS). Также отметим поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-разрешение при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технологию снижения задержек Reflex, полезную для киберспортсменов. Потенциально полезна поддержка семейством GeForce RTX 40 технологии DLSS 3, но пока игр с ней еще совсем мало.
Справочные материалы: